"Государственная Дума должна принять закон о социальной защите населения, проживающего на территории зон наблюдения атомных станций" - на вопросы "Интерфакса" отвечает губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков.
Дмитрий Федорович, на территории Саратовской области действует Балаковская АЭС, расположенная в окрестностях города Балаково, где проживает более 200 тыс. человек. Какова ситуация с социальным обеспечением населения, проживающего в зоне АЭС?
Балаково - действительно уникальный город на карте Саратовской области. Еще не так давно он был своеобразным городом будущего. Развивалась промышленность, строились предприятия большой энергетики. В советские годы в городе не было проблем с обеспечением. С приходом рыночных времен ситуация изменилась. От былых льгот не осталась и следа. И как результат - стала расти социальная напряженность. Ее пик пришелся на начало этого года, когда были отменены льготы по оплате электроэнергии жителям 30-километровой зоны вокруг атомных станций. Эту проблему мы решили сначала на местном уровне.
Постановлением правительства области населению, проживающему в 30-километровой зоне наблюдения Балаковской АЭС были восстановлены льготы по оплате электроэнергии в пятидесятипроцентном размере в пределах социальной нормы потребления. Эти льготы обеспечиваются за счет областного бюджета. Сейчас мы нашли понимание необходимости решения этой проблемы и на федеральном уровне. Однако социальные проблемы остаются. Надеюсь, что значительная их часть будет решена при возобновлении строительства 5-го и 6-го блоков атомной станции.
В этом случае 10% от общей стоимости строительства будет направлена именно на решение социальных проблем прилегающей территории.
Вы возглавляете Союз территорий и предприятий атомной энергетики. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для обеспечения безопасности населения, проживающего вблизи ядерных объектов? Может быть, людей вовсе необходимо отселять из таких зон?
Отселение людей - это ошибочный путь. Он бессмысленен по своему содержанию. На проблему таких территорий надо смотреть шире. Нужен закон, который бы четко прописывал систему социальных гарантий для населения, проживающего вблизи опасных для жизни объектов, причем не только атомной энергетики, но и химии, и других отраслей. Список этих объектов есть в министерстве по чрезвычайным ситуациям. Но люди должны знать всю правду как о потенциальной опасности объектов и ситуации в регионе их нахождения, так и о системе социальных гарантий. Тогда люди будут сами выбирать, где им жить. Но это право должно принадлежать самим людям, и не надо за них принимать решение. Однако этот механизм будет работать только в том случае, если система социальных гарантий будет существовать на практике, а не только на бумаге.
Какие поправки в этой связи необходимо принять к федеральному законодательству?
Государственная Дума должна принять закон о социальной защите населения, проживающего на территории зон наблюдения атомных станций. Кроме того, правительство РФ должно вернуть атомным станциям инвестиционные фонды и рассмотреть возможность получения городами с атомными станциями электроэнергии непосредственно от АЭС по более дешевому, чем нынешний, отпускному тарифу.
Какие меры, позволяющие сократить риск проживания вблизи атомных объектов, могут быть приняты на региональном уровне?
Региональные органы власти должны содействовать максимальной открытости потенциально опасных объектов и способствовать созданию системы жесточайшего экологического мониторинга. Но я бы по другому поставил этот вопрос: как заинтересовать регионы в существовании на их территории таких объектов. Должна существовать федеральная программа развития таких территорий.
Каков Ваш прогноз по развитию атомной энергетики в связи с характерными для нее высокими рисками?
Заявления об опасности проживания в непосредственной близости с атомной станцией - это спекулятивный популизм. Балаковская АЭС является самой безопасной атомной станцией Европы. Нам надо забыть о чернобыльском грехе. Проблемы отдельных нерадивых руководителей не должны быть общенациональными проблемами. Не надо бояться собственной тени, не надо прятаться от реального мира. Атомная энергетика развивалась, и будет развиваться. Я уверен, что у этой отрасли национальной экономики есть блестящее будущее.
Многие регионы настойчиво добиваются размещения на своих территориях новых энергоблоков АЭС, поскольку в нынешних условиях для них это единственный путь привлечения солидных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры.
Органы власти Саратовской области поддерживают идею возобновления строительства 5-го и 6-го блоков Балаковской станции. Без инвестиций, которые будут сопутствовать строительству, Балакову грозит дальнейший упадок, прежде всего жилищно-коммунальной сферы.
Дмитрий Федорович, на территории Саратовской области расположен еще один опасный объект - первый в России завод по уничтожению химоружия в поселке Горный. Какова ситуация с социальным обеспечением и безопасностью населения в зоне объекта?
Пуск завода по уничтожению химоружия действительно незаурядное событие. Его ждала не только Россия, но и 144 страны мира, которые внимательно следили за тем, выполнит ли наша страна свои обязательства по международной конвенции.
Мы эти обязательства выполнили. И не только перед мировой общественностью, но и перед людьми, которым предстоит работать на объекте и жить в непосредственной близости от него.
На строительство и оборудование объекта в Горном было направлено более 5 млрд. рублей из средств федерального бюджета. Программой "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" предусмотрено, что до 10% средств, выделяемых на создание объекта, будет направлено на строительство объектов социальной инфраструктуры.
Из санитарной зоны объекта (в радиусе двух километров от объекта) отселены все люди, им предоставлено комфортабельное новое жилье. Для персонала, работающего на заводе построены три новых поселка - Октябрьский, Михайловский и поселок учителей - это многие тысячи квадратных метров жилья. Там и многоквартирные дома, и отдельные коттеджи, и банно-прачечный комбинат, и школа, и детский сад, и столовая, словом все, что нужно работнику для нормальной жизни.
В самом Горном построен диагностический медицинский центр. Он оборудован самой современной зарубежной техникой. Такой, какой может похвастаться не каждая солидная клиника не только Саратова, но и Москвы.
В Горном реконструирована электроподстанция, сданы в эксплуатацию районные электросети и газопровод. Обеспечено постоянное водоснабжение промышленной зоны и объектов социальной инфраструктуры из реки Большой Иргиз. Введены в строй водоочистные сооружения, обеспечивающие подачу чистой питьевой воды в жилые поселки для персонала и поселок Горный.
Скажу честно, что все это появилось только благодаря объекту по переработке отравляющих веществ.
Что касается безопасности, то необходимо отметить создание системы государственного контроля за процессом уничтожения химического оружия. За процессом уничтожения отравляющих веществ наблюдают международные эксперты.
В рамках международного проекта ТАСIS "Создание системы экологического мониторинга при уничтожении химического оружия в Саратовской области" закуплено оборудование для экологического мониторинга на общую сумму 850 тыс. евро, которое используется для контроля за окружающей средой за пределами санитарно-защитной зоны и в зоне защитных мероприятий.
Каждый житель Горного и прилегающей территории обеспечен индивидуальными средствами защиты. Создана локальная система оповещения населения.
Объект серьезный, поэтому его охраняет специальный полк. Для военнослужащих полка построена административно-казарменная зона.
С целью обеспечения пожарной безопасности на объекте созданы 2 специальных подразделения Государственной противопожарной службы общей численностью 170 человек, оснащенных основной, специальной и вспомогательной пожарной техникой. Построено и введено в эксплуатацию пожарное депо в промышленной зоне, где развернуто одно из двух подразделений ГПС. Приобретена необходимая пожарная техника и пожарно-техническое вооружение, введены в эксплуатацию системы автоматического пожаротушения и системы пожарной сигнализации обнаружения возможных пожаров.
Так что о системе безопасности и социальной защищенности вы можете судить сами. В настоящее время решается вопрос о создании на территории, прилегающей к объекту закрытого муниципального образования.
Как Вы оцениваете перспективы объекта в Горном спустя год после пуска, в преддверии введения в строй новой линии по переработке люизита?
Завод готов к пуску люизитной линии, а имеющиеся мелкие проблемы находятся в состоянии решения.
Более того, я считаю, что такой уникальный завод должен развиваться. В 2005 году завод закончит уничтожение своего арсенала. И тогда возникнет большая проблема, что делать с ним и его инфраструктурой. Придется либо искать варианты перепрофилирования завода, тут тоже много вариантов, либо принимать какие-то другие решения. Поэтому я предложил уничтожать на мощностях завода арсенал химоружия, хранящийся в Камбарке (Удмуртия), а это 6 тыс. тонн иприта, люизита и их смесей.
Этот вопрос обсуждался на состоявшейся в конце октября встрече с руководством страны. Я попросил, чтобы ученые просчитали все "за" и "против" такого варианта. Посудите сами, строительство завода в Камбарке обойдется российскому бюджету в 12-15 млрд. рублей, тогда как экологически безопасная перевозка отравляющих веществ из Камбарки в Горный - в 4-5 млрд. рублей. Вот и считайте.
Кроме того, если строить завод в Удмуртии, то Россия может не успеть к 2007 году реализовать второй этап программы по уничтожению химоружия и переработать 20% отравляющих веществ.
Изучением этого предложения заняты ученые Российской академии наук в сотрудничестве с учеными Саратовского государственного университета, а также специалисты Федерального агентства по боеприпасам. И окончательное решение этого вопроса остается за ними.