Приволжский федеральный округ вносит значительный вклад в экономику России. По показателям промышленного производства он занимает первое место в стране, обеспечивая около 24% от общего объема. В целом в экономике округа преобладают машиностроение и ТЭК. Однако отраслевые структуры экономики регионов, входящих в состав ПФО, (своего рода "экономические портреты") существенным образом отличаются. Нижегородский регион "силен" в машиностроении и химической промышленности, Татарстан - в нефтепереработке, Чувашия - в сельском хозяйстве. Значительные структурные различия в экономике регионов обуславливают существенные диспропорции в развитии основных потребительских рынков. Об этом сегодня на конференции "Торговля Поволжья - новый опыт и инвестиции" сообщил к.э.н., генеральный директор маркетингового агентства "Медиа Навигатор" Алексей Мокров, выступивший с докладом "Приволжский федеральный округ: сравнительная экономика регионов, тенденции, инструменты завтрашней конкуренции".

"Лидерство Самарской области по основным экономическим показателям во многом обуславливается "гармоничной" структурой экономики: в регионе присутствует развитое "потребительское" машиностроение, ТЭК и сельское хозяйство, - заметил Алексей Мокров. - Татарстан принципиально отличается от других регионов более высокой "концентрацией денег" (дают о себе знать существовавшие ранее льготы по налогам в федеральный бюджет). За последние 10 лет в регионе была накоплена критическая сумма средств и впервые в ПФО начали реализовываться крупные строительные проекты (развлекательные комплексы, торговые и
фитнес-центры и пр.). Экономике Нижегородского региона мешает развиваться "тяжелый" оборонный производственный комплекс.
Известно, что во время войны Горький традиционно считался столицей советской оборонной промышленности, выпускавшей в свое время более четверти всей военной продукции страны. Именно поэтому, сегодня по объемам потребления Нижний Новгород отстает от своих соседей (сказывается нехватка "живых" потребительских денег). Например, в Самаре при меньшей численности населения емкость рынка компьютеров выше нижегородской в 2,5 раза, а в Казани - в 1,7 раза".

Основная тенденция последнего времени - активное строительство в городах-миллионниках крупных торговых центров, супермаркетов, центров досуга. В каждом городе в год в среднем открывается 4-5 таких объектов. Источником финансирования, в основном, являются "короткие" московские деньги со сроком окупаемости до 3-4 лет. Предполагается, что в ближайшие 2 года данная тенденция сохранится.

Вторая ключевая тенденция . специализация бизнеса с концентрацией усилий на целевых сегментах. С каждым годом становится все меньше "массовых" магазинов и даже крупные торговые центры все четче позиционируются "на своих потребителях". Время рынков проходит, наступает время профильных бизнесов.

Также стоит отметить активную экспансию московских (российских) компаний на местные рынки. Ежегодно в регионах открываются сотни представительств известных московских бизнес-структур. В ходе региональной экспансии москвичи не просто борются за свои доли рынка, а, в буквальном смысле слова, меняют практику потребления, задавая определенные стандарты работы, прежде всего в области маркетинга. Поэтому именно бизнес-технологии становятся сегодня критическим фактором успеха в конкурентной борьбе.

Сегодня большинство регионов ПФО находится на стадии интенсивного развития секторов недвижимости и услуг. Однако, дают о себе знать региональные экономические диспропорции: в Татарстане, например, рынок жилищного строительства близок к насыщению, а в Нижегородском регионе еще весьма от него далек. Следовательно, средние цены на недвижимость в Казани ниже нижегородских на 10-15%. В Самаре и Казани отстают от нижегородских услуги общественного питания.

"В целом в ближайшие 1-1,5 года в регионах ПФО можно прогнозировать насыщение рынков товаров длительного пользования, развитие жилищного строительства и интенсивное развитие сектора услуг", - сделал вывод Алексей Мокров.