На Новый год принято не только дарить подарки, но и подводить итоги уходящего года. ГАЗЕТА решила выяснить, как в этом году менялись цены на автомобили и на что могут рассчитывать те, кто считает автомобиль подходящим рождественским подарком себе и своим близким.

События года: пошлины и переход на евро
Пожалуй, самыми главными событиями года на российском автомобильном рынке стали изменение таможенных пошлин на иномарки (летом они выросли, а к концу декабря должны уменьшиться) и замена долларовых цен на цены в европейской валюте.
Понятно, что оба события привели к резкому скачку цен как новые, так и на подержанные автомобили. Причем подорожание коснулось не только иномарок: отечественные производители тоже скорректировали цены в сторону увеличения. Правда, падение спроса на российские машины заставило умерить аппетиты производителей и продавцов.

'АвтоВАЗ': то вверх, то вниз
Цены на весь модельный ряд 'АвтоВАЗа' стали расти с февраля месяца. Так, если в начале года 'классику' ВАЗ-2105 можно было купить за 3200 долларов, то к весне 'пятерки' подорожали до 4 тысяч долларов. Аналогичная история произошла и с ВАЗ-2107. После такого скачка цен продажи стали падать и тольяттинцы вынуждены были снизить цены. На сегодняшний день 'пятерка' продается за 3400 долларов, седьмая модель стоит чуть дороже: 3550-3600 долларов.
В семействе 'Самар' в этом году сложилась похожая ситуация. В первом полугодии 'девятка' подорожала почти на тысячу долларов: в августе за нее просили примерно 6000 долларов. Но если 'классика' вернула свою январскую цену, то переднеприводные 'Самары' отступили на полшага. Сейчас в Москве вряд ли удастся найти ВАЗ-2109 дешевле 5300 долларов, седан стоит на 200 долларов дороже, а 'Самара-2' (модернизированная 99-я) обходится в 5700 долларов.
'Десятки' вообще решили догнать Daewoo Nexia - к сожалению, не по качеству, а по цене. Летом средняя цена на автомобили десятого семейства приблизилась к отметке в 7000 долларов. Но желающих платить такие деньги было немного, поэтому цены пришлось снизить. 'Десятка' в самой простой комплектации сегодня стоит 6300 долларов, 'двенадцатая' (пятидверный хетчбэк) - 6500 долларов, за 16-клапанный движок придется доплатить 200 долларов, а универсал 2111 с аналогичным двигателем обойдется в 7200 долларов.
Совместный продукт 'АвтоВаза' и GM - 'Шеви-Нива' - в начале года стоил 8500 долларов. Дилеры утверждали, что в этом году цена измениться не должна. Однако предсказания сбылись лишь отчасти: цифры на ценниках действительно не изменились, однако вместо знака доллара на них появился знак евро. Так что реально 'Шеви-Нива' подорожала примерно на тысячу долларов.

'ИЖ' цены не менял
Завод 'Ижмаш' проявил постоянство: цены на его продукцию в течение года не менялись. Переехавшая с 'АвтоВАЗа' 'шестерка' стоит, как и ее тольяттинские собратья, - 3400 долларов. Всего на 100 долларов больше придется выложить за Ода-2126, но взамен можно получить автомобиль с двигателем объемом 1700 куб. см и приличными динамическими характеристиками. Правда, и в этом случае качество сборки и отделки салона оставляет желать лучшего. Кроме того, в Ижевске наконец-то освоили производство универсала 2104, стоимость 'универсального пыжика' - 4300 долларов. Если поторопиться, еще можно найти в автосалонах остатки вазовских 'четверок': они продаются по 5 тысяч долларов, но их осталось совсем немного.

'Волга' возвращается
Российская 'одноклассница' BMW пятой серии и Audi А6 - 'Волга' вернулась к жизни. Благодаря новой бесшкворенной подвеске она вновь стала интересовать покупателей. Соответственно 'ГАЗ' впервые за долгое время начал увеличивать производство. Сегодня ГАЗ-3110 в базовой комплектации со 130-сильным двигателем стоит около 5900 долларов, а цена на 100-сильную версию начинается с 5600 долларов.

Новые иномарки: что почем
Новые иномарки продолжают пользоваться спросом: причем в этом году более дорогие японские и европейские машины стали наступать на пятки дешевым корейским автомобилям. По данным дилеров, в этом году на первое место по количеству проданных автомобилей скорее всего выйдет Toyota, на второй строчке ожидается лидер прошлых лет Daewoo, на третьем месте Ford.
Несмотря на 'не первую свежесть' модели Daewoo Nexia, этот автомобиль по-прежнему пользуется спросом, а цена в этом году изменялась только раз. С учетом августовского подорожания на 200 долларов модернизированная Nexia с 16-клапанным двигателем и крашеными бамперами легко найти за 8200 долларов, более простая 8-клапанная версия стоит 7600 долларов.
Малютка Daewoo Matiz тоже прибавила в 'весе', подорожав на те же 200 долларов. 'Пустой' Matiz автосалоны предлагают за 6200 долларов, машина с кондиционером и более дорогим салоном идет по 6700 долларов.
За 10 400 долларов в базовой комплектации 'Автотор' отпускает Kia Rio, в исполнении 'люкс' автомобиль тянет на 12 500 долларов. Цена на паркетный внедорожник Kia Sportage начинается с 16 400 долларов.
Впрочем, наиболее популярные иномарки вряд ли удастся приобрести в качестве новогоднего подарка. Как удалось выяснить ГАЗЕТЕ, некоторые марки (например Hyundai Getz, Hyundai Elantra, Hyundai Accent таганрогской сборки, Ford Focus и Mitsubishi Lancer) надо заказывать заранее.
В начале лета Hyundai Accent таганрогской сборки подорожали на 100 долларов, затем еще на 200: в настоящее время цена на Accent варьируется от 9990 до 12 090 долларов в зависимости от комплектации. Однако в продажу поступает сравнительно мало этих автомобилей, и до Нового года поставок скорее всего не будет.
Hyundai Elantra, мировая премьера которой прошла на Московском автосалоне, стоит порядка 14 000 долларов, но их в России пока очень мало.
За российским 'Фокусом' придется отстоять очередь. Хотя в марте Ford перешел на евро, к серьезным изменениям в цене это не привело. В начале года самый простой Focus с 1600- кубовым мотором стоил 10 900 долларов, сейчас стартовая цена 9900 евро. Покупателям важно не переступать психологический барьер в 10 тысяч, поэтому машины покупают довольно активно.
Пока еще редкость в московских автосалонах семейный компакт-вен Focus C-MAX по цене среднестатистического седана - 15 500 евро.
Цены на Mitsubishi Carisma были стабильны: в течение всего года автомобили продавались по 13 650 долларов. Однако Mitsubishi сворачивает производство Carisma, ее место займет новый Lancer. Премьера этой машины состоялась на Московском автосалоне, а минимальная стоимость новинки - 13 900 долларов.

Другая 'японка' - Toyota Corolla в этом году, напротив, вела себя нестабильно. Цена на нее выросла на 500 долларов и составила 13 900 долларов за машину в базовой комплектации.
Французы тоже завоевывают кошельки россиян: так, Peugeot 206 стоит на 100 евро дешевле 'Фокуса'. Правда, в этом году некоторые модификации '206' подорожали (виной тому - новая автоматическая коробка переключения передач; однако выбор остается за клиентом), но цена на самый 'богатый' Peugeot 206 не превышает 15 000 евро.
Продажи Peugeot 307 за 9 месяцев текущего года уже обогнали показатель продаж за весь прошлый год. Самый простенький 'триста седьмой' стоит 13 100 евро.
Компания Renault перевела цены в евро одной из последних: в начале года прайс-листы постоянно обновлялись, рост курса евро по отношению к доллару не позволял удерживать цены на одном уровне. После перехода на евро ситуация стабилизировалась, сегодня Symbol турецкой сборки стоит от 9000 евро, а Renault Clio с довольно приличным пакетом опций - 12 500.

У Opel ценники остались в долларах, но цены к концу лета поднялись на весь модельный ряд. Самая популярная модель Astra, которая в будущем, возможно, станет российской, подорожала на 800 долларов, теперь цена автомобиля с 1400-кубовым двигателем составляет 12 300 долларов. В декабре месяце снова намечается подорожание, и к февралю цена вырастет на 6%.
Дебютант этого года - Mazda 3 со стильным дизайном и намеком на спортивность может стать неплохим подарком к Новому году, если, конечно, покупателей не отпугнет цена: на старте она составляет 17 000 долларов.
Citroen довольно плохо продается в России, но не исключено, что ситуацию сможет изменить новый C2: с двигателем 1400 куб. см он стоит от 11 500 евро. За такую же цену к праздникам можно будет приобрести Ford Fiesta, машины даже внешне весьма схожи.

Подержанные иномарки в декабре могут подешеветь
Напомним, что летом 2003 года правительство РФ уравняло ставки таможенных пошлин для физических и юридических лиц при ввозе машин в возрасте от 3 до 7 лет: с 25 июля пошлина на иномарки с силовым агрегатом менее 1000 куб. см составляет 0,85 евро за 1 куб. см. При моторе от 1000 до 1500 куб. см ставка увеличивается до 1 евро. За более мощные автомобили с двигателями 1500-1800 куб. см приходится платить 1,5 евро, 1800-2300 куб. см - 1,75 евро, 2300-3000 куб. см - 2 евро. Самые большие пошлины были установлены на транспортные средства с двигателем более 3000 куб. см. Их владельцев обязали платить 2,25 евро за каждый 'кубик'.
В результате растаможка легковых автомобилей средней мощности в возрасте от 3 до 7 лет подорожала почти вдвое, а подержанные иномарки выросли в цене как минимум на 2-5 тысяч долларов.
Покупателям великовозрастных иномарок (старше 7 лет) с рабочим объемом двигателя до 2,5 литра сейчас приходится платить 2 евро за 1 куб. см. Для автомобилей с объемом двигателей более 2,5 литра действует ставка 3 евро. Однако в ноябре Михаил Касьянов подписал постановление ? 681, согласно которому таможенные пошлины на иномарки в возрасте старше семи лет устанавливаются в размере 2,2 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет с объемом двигателя от 1800 до 2300 куб. см - 25% от таможенной стоимости, но не менее 0,55 евро за 'кубик'.
Новые правила должны вступить в силу в двадцатых числах декабря. Таким образом, покупатели мощных 'старушек' (например Mitsubishi Pajero с двигателем 3,5 литра или двухлитрового Golf) могут сэкономить порядка 200-400 долларов. Не исключено, что к концу года на 500-800 долларов подешевеют и иномарки в возрасте от 3 до 7 лет с движком от 1800 до 2300 куб. см.
Пока же в ценовом диапазоне от 5 до 10 тысяч долларов можно купить как европейские 'бренды' в возрасте выше 7 лет, так и менее престижные пятилетние автомобили. Цены на Audi 80-100 колеблются в пределах от 6000 до 9000 долларов в зависимости от года выпуска и пробега. Volvo 960 продают за 7000-8000 долларов, Ford Mondeo начала девяностых - по цене вазовской 'десятки', более молодые Mondeo - от 8500 долларов, VW Passat в старом кузове обойдется в 7000-8000 долларов.
Рассчитывая потратить на покупку иномарки от 10 до 20 тысяч долларов, можно заняться поиском Audi A4 и А6 1998 года по цене от 14 000 до 18 000 долларов соответственно. Toyota Avensis конца 90-х стоит от 13 500 долларов, а внедорожник RAV-4 можно найти за 13 000 долларов. За четырехлетний Mercedes C 240 придется заплатить не менее 16 700 долларов, за E-класс с двигателем 2400 куб. см - от 19 000 долларов. Во столько же обойдется Honda CR-V, но более свежая - 2000 года выпуска. Трехлетний Civic стоит в пределах 12 000 долларов.
О кредитных программах, а также о подарках и скидках, которые предлагают автосалоны Москвы, читайте в ближайших номерах ГАЗЕТЫ.