Вазовским классическим моделям, которые выпускаются сейчас в Ижевске, - 'шестерке' и 'четверке' - осталось недолго. В 2005 году их заменит 'глубоко модернизированная 'Ода'. Она останется классической - ижевцы считают задний привод 'перспективным'. Ижевский завод, как известно, сейчас выпускает две собственные модели - 'Оду' ИЖ-2126 и коммерческий каблучок-пикап модели 2127, а также переданную с ВАЗа 'классику' - седан 2106 и универсал 2104. Уже несколько лет ижевцы возят по российским автосалонам универсал на базе 'Оды' и обещают вот-вот его поставить на конвейер. По последним данным, 'Фабулу' будут выпускать с первого квартала 2004 года. Тогда же начнется и производство полноприводного универсала с собственным дифференциалом. В столичных городах этот автомобиль имеет не так уж много шансов на успех - основные покупатели машины живут за пределами МКАД, где зимой плохо чистят дороги, а сами направления не всегда отличаются хорошим качеством. На полноприводники в Ижевске делается большая ставка. В планах завода на будущий год произвести около 30 тыс. доступных по цене 'внедорожников'. Все-таки 'Нива' постепенно сходит с конвейера ВАЗа, а на замену нет ничего. Таким способом Ижевск пытается занять нишу тольяттинского завода в секторе дешевых автомобилей: ВАЗ официально объявил, что уходит в более дорогой сегмент рынка - машин стоимостью от $5 тыс. Почти половину объема производства составляют пикапы - как двухместные, так и четырехместные, которые выпускаются в опытно-промышленном производстве по 10-15 штук в месяц.  Пока продолжится выпуск и вазовской 'классики'. Но ей на конвейере осталось недолго - в будущем году в Ижевске начнут подготовку новой единой платформы для выпускаемых на заводе автомобилей. Причем сделано это будет на базе 'Оды', а не Вазовской платформы - все-таки семейство 2126 несколько помоложе. На базе единой платформы появится 'глубоко модернизированная версия 'Оды' с измененной оптикой, отделкой салона, внешним оформлением. Но это будет все та же классика... В Ижевске считают перспективным именно этот путь.

То есть производитель, позиционирующий себя как создатель дешевых автомобилей, ориентируется на премиум-класс: две немецкие марки не перешли на передний привод исключительно в угоду своим консервативным поклонникам. Из более массовых автомобилей (помимо, естественно, 'ВАЗ' и 'Волги') мы можем вспомнить только Tofas и Dacia. Турецкий и румынский заводы до сих пор создают устаревшие заднеприводные версии FIAT и Renault соответственно. Как бы ни хотелось ИЖу быть похожим на BMW с 'Мерседесом', по характеристикам машины и по качеству изготовления конкурировать они могут в лучшем случае с южноевропейскими заводами. Так и хочется воскликнуть - неужели для поддержки такого автопрома были введены повышенные пошлины на иномарки?!  Впрочем, иностранные машины выпускать будут и в самом Ижевске. Речь идет о KIA Spectra - планируется начать их производство в конце 2004 года. Это довольно старая модель, которая снимается с производства на корейском заводе компании. В России она продается под названием Shuma/Sephia. Как рассказали 'Газете.Ru' в московском представительстве KIA, ижевская машина будет продаваться как Spectra, а новая модель из Кореи останется 'Шумой'. Выпуск 'Спектры', кстати, не повлияет на объем производства 'Од', пикапов и вазовской 'классики' - дополнительные мощности у завода есть. 
Контракт между KIА и группой 'СОК', владеющей ижевским заводом, пока не подписан. Но, по данным 'Газеты.Ru', уже идет монтаж технологического оборудования для выпуска нового автомобиля и обучение заводских специалистов в Корее. Ради постоянно посещающих Ижевск работников KIA даже был выписан специальный повар - в кафе при заводской гостинице теперь постоянно готовят корейские блюда.