Российский рынок электроники и бытовой техники стабилизировался после некоторого падения весной этого года, и ожидаемого рынком серьезного падения цен не произошло. Об этом RBC daily сообщил генеральный директор компании 'Полар' Эдуард Поляков во время подведения итогов работы компании за 2003 год, которое состоялось в среду. Уже сейчас участники рынка заговорили о возможном росте цен в будущем году. Во многом (опять же по оценкам игроков) ситуацию с падением цен удалось стабилизировать благодаря действиям таможенного ведомства, которое активно включилось в борьбу с 'серыми' схемами ввоза в Россию телевизионной и бытовой техники, лишив тем самым 'импортеров' возможности продавать технику по демпинговым ценам и оказывать давление на весь рынок. По мнению участников рынка, в следующем году это может привести к росту цен на телевизоры. Падение цен на российском рынке электроники, в частности на телевизоры, было вызвано кризисом перепроизводства - в 2002 году в стране было произведено 2 млн телевизоров, а продано всего 1,7 млн. Перепроизводство естественным образом вызвало падение цен, которое к апрелю этого года достигло 15-20 долларов. Летом производители заговорили о возможности еще большего снижения. В частности, высказывалось предположение, что к Новому году цена на массовый телевизор с диагональю 21 дюйм может упасть до 100 долларов против 140. Производители прогнозировали жесткую конкурентную борьбу за потребителя, результатом которой и должно было стать падение цен. Некоторые производители отечественных телевизоров даже готовились начать демпинговать, что могло привести к обвалу рынка. Однако, как показало развитие событий, ожидаемого падения рынка не произошло, и уже к концу года цены вернулись на прежний уровень. Впрочем, расширением потребительского спроса и увеличением емкости рынка сумели воспользоваться не все производители. Так, свою долю на рынке увеличили компании 'Полар', 'Ролсен' и 'Сокол'. А 'Рубин' и Erisson несколько сдали свои позиции, хотя 'Рубин' по-прежнему занимает лидирующее положение среди российских марок: его доля на всем рынке составляет 7,4%. Лидерство же удерживают иностранные марки, в частности Samsung(20%) и LG (15,4%). В будущем году прогнозируется рост рынка до 7 млн телевизоров, одновременно произойдет усложнение рынка, что может отразиться на распределении долей рынка между игроками. 'Рынок очень сильно усложняется, требуя профессионального подхода, - говорит Эдуард Поляков. - Необходимо по-другому подходить к таким понятиям, как качество, ассортимент продукции, маркетинг'. Как отмечают эксперты, рост отечественного рынка телевизоров может привести к удорожанию этого вида продукции. По мнению Александра Пляцевого, в будущем году иностранные марки ожидает подорожание в связи с усилением таможенного администрирования, что позволит более активно развиваться отечественным производителям, которые смогут увеличивать объемы продаж в занимаемой нише. 'Мы прогнозируем, что в будущем году цены на все виды продукции вырастут в среднем на 5-10%, - говорит он. - Но этот рост будет плавным и для потребителя почти незаметным. Кроме того, в большей степени рост цен коснется новых и дорогих моделей. Остальные модели будут постепенно 'устаревать' и, соответственно, цены на них будут снижаться'. Однако с таким мнением согласны не все. Так, первый заместитель генерального директора компании 'Электронные технологии', производящей телевизоры совместно с Белоруссией, Александр Кустливый делает более пессимистичные прогнозы. 'Мы считаем, что в следующем году произойдет рост количества телевизоров, произведенных методом отверточной сборки, - сказал RBC daily г-н Кустливый. - Это отрицательно скажется на российских производителях, поскольку затраты на отверточную сборку и полное производство несопоставимы. Компании, занятые отверточной сборкой, могут продавать телевизоры по более низким ценам'.