Как стало известно "Ведомостям", самое непосредственное участие в работе столичного Консультационного центра по защите от недружественных поглощений принимает АФК "Система". Самая большая корпорация Москвы в будущем может даже выделять обратившемуся в центр предприятию деньги на превентивную скупку акций.
        АФК "Система" владеет активами в телекоммуникации (МГТС, МТС, "МТУ-Информ", "МТУ-Интел", "Комстар", "Телмос", "Голден Лайн", МСС и др. ) , страховом бизнесе ( "РОСНО"), торговле (группа компаний "Детский мир"), нефтяной отрасли ( "Система-Нефть"), девелопменте ( "Система Галс"), туризме (ВАО "Интурист"), электронике (зеленоградский концерн "Научный центр"), масс-медиа (концерн "Система Масс Медиа"), банковском бизнесе (Московский банк реконструкции и развития) и др. Стоимость активов АФК "Система" на 1 января 2002 г. составляла $3,042 млрд.
        О создании Консультационного центра по вопросам защиты промышленных предприятий от недружественных поглощений Мосгордума и городская торгово-промышленная палата объявили в середине апреля. Председатель комиссии Думы по экономической политике Ирина Рукина заявляла, что это поможет остановить бесконтрольный процесс передела собственности и перепрофилирования промышленных предприятий в Москве (сейчас в Москве идет поглощение примерно 100 предприятий. - "Ведомости"). Предполагалось, что в работе центра будет участвовать и управление правительства Москвы по экономической безопасности. Но затем планы изменились: как стало известно "Ведомостям", основную роль в работе центра теперь играет АФК "Система". "[Консультационный] центр работает благодаря АФК", - говорит директор центра Евгений Белов. Холдинг выделил для центра помещение, технику и специалистов. Более того, сам Белов, по собственному признанию, является "по совместительству" директором Центра реструктуризации и оздоровления предприятий в составе департамента внекорпоративных реорганизаций АФК "Система".
        "Стратегические интересы АФК сосредоточены в московском регионе, и она заинтересована в наведении порядка, в частности, на рынке слияний и поглощений", - объясняет он. По его словам, АФК планирует участвовать в создании современных промзон (так называемых технопарков) в Москве и опасается, что "к моменту реализации этих проектов не останется предприятий, которые могло бы заинтересовать участие в них".
        Правда, сотрудник Московской экспериментальной трикотажной фабрики, руководство которой опасается захвата власти со стороны миноритарных акционеров, жалуется, что в центре его фабрике ничем не помогли. Однако Евгений Белов говорит, что в перспективе центр будет еще и помогать в поиске финансирования, например, для консолидации акций. "Если директор [поглощаемого] предприятия договорится с АФК "Система", то АФК может профинансировать выкуп акций, поглощенных агрессором, - объясняет он. - Когда агрессор понимает, что жертве стала помогать АФК, ситуация сразу в корне меняется. Это одна из самых влиятельных структур в Москве".
        Комментариев у других представителей АФК насчет участия в проекте в пятницу получить не удалось. А в Мосгордуме такое сотрудничество поддерживают. Сотрудник аппарата Ирины Рукиной говорит, что корпоративные войны - затратное мероприятие, но никто не заставляет пострадавших искать финансирование именно у АФК. А начальник управления правительства Москвы по экономической безопасности Александр Корсак отмечает, что, если в работе центра участвуют коммерческие организации, это обязательно должно быть известно потенциальным "клиентам" и такая организация не должна работать под вывеской московских властей. К тому же по поручению мэра управление открыло свою "горячую линию" для жертв поглощений.
        Директор инвестиционной компании "Вашъ финансовый попечитель" Василий Бойко считает, что участие в работе этого центра многопрофильного холдинга может насторожить потенциальных клиентов центра. Об этом же на условиях анонимности "Ведомостям" сказал директор столичной автобазы, отбивающейся сейчас от поглотителей. По его словам, он никогда не раскроет положение дел на своем предприятии компании, которая сама может выступать заказчиком поглощений. А топ-менеджер небольшой швейной фабрики, наоборот, был бы рад, если бы кто-то помог его предприятию продать часть акций инвестору, готовому развивать производство.