Министерство образования впервые утвердило форму договора об оказании платных образовательных услуг в школах.
Шаг этот, безусловно, прогрессивный. До этого любые платные услуги в школах либо вообще не фиксировались на бумаге, либо контракт на них составлялся в произвольной форме - в основном, естественно, в интересах школьной администрации.
Публикуемый сегодня в "РГ" примерный договор, то есть контракт между родителями учеников и дирекцией образовательного учреждения - серьезная заявка на то, чтобы положить конец денежному произволу в школе, поборам за так называемые дополнительные образовательные услуги. А поскольку грань между обязательным и дополнительным в школьной программе родителям неизвестна, им приходилось платить безоговорочно и за все, за что велел учитель.
Документ разослан в региональные управления образования, которые обязаны довести его до сведения директоров школ. Дети и родители получают больше шансов, что их права на получение бесплатного общего образования будут соблюдаться.
Раньше у детей права-то были, но они не были зафиксированы в конкретном документе. Получалось, что ребенок по закону имеет право на бесплатное общее образование, но если учительница Марьиванна сказала, что нужно дополнительно позаниматься за деньги, то родителям приходится платить.
Платное образование в России - данность, к которой мы за десять лет уже успели привыкнуть. Причем, зачастую доля платных услуг как раз в государственном секторе весьма существенна. Так, три четверти всех платных образовательных услуг предоставляют сегодня государственные вузы. Не отстают от вузов и школы.
Но здесь есть тонкость. Платно можно обучать лишь тому, что выходит за пределы школьной программы. А кто из родителей с точностью знает, какие образовательные услуги выходят за пределы программы, а какие - нет? Для этого нужно было бы как минимум ознакомить каждого родителя с базовым учебным планом, что вряд ли возможно.
Вот и получается, что директора государственных и муниципальных общеобразовательных школ по своему усмотрению выводят часть обязательной программы в "дополнительные" услуги, и навязывали их ученикам, требуя за них плату с родителей. Теперь этой практике по идее должен быть положен конец. Как будет на самом деле - жизнь покажет.
Заместитель начальника управления региональной образовательной политики и инспектирования Минобразования РФ Виктор Сауткин в интервью "РГ" посетовал, что утвержден "директорский" вариант договора. А тот, что еще год назад министерство готовило в интересах родителей, - так и не был принят.
Именно родители, с его точки зрения, должны решать, нужны те или иные дополнительные образовательные услуги их детям. Навязывать дополнительные занятия школьная администрация не имеет права. Родители и школа - равноправные партнеры, и никакого диктата школьной администрации быть не может. Виктор Сауткин пояснил, что если группа родителей захочет обучать детей конному спорту, то директор, прислушавшись к их просьбам, должен найти руководителя кружка. Но обязать его к этому никто не может.
Единственное, в чем может помочь новый документ родителям, - это настаивать на соблюдении своих прав и требовать заключения хотя бы договора, в котором, кстати, есть даже пункт о недопустимости применения "психологического насилия" по отношению к школьникам.
Если вы заключите такой договор, а учительница будет давить на ребенка, то можно оспаривать его права в суде.
Вот только дойдут ли наши родители до судебных инстанций или предпочтут не выносить сор из школьной избы?