Президент банка "УралСиб" Азат Курманаев отбивается от правоохранительных органов оригинальным способом. Как стало известно "Ведомостям", возбужденное следователем МВД России уголовное дело о нанесении банком имущественного ущерба государству было закрыто башкирским судом на основании того, что Курманаев является депутатом республиканского парламента.
Старший следователь отдела Следственного комитета МВД России Н. Ковтун 22 апреля вынесла постановление о возбуждении уголовного дела по фактам причинения крупного имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием руководством банка "Башкредитбанк" (с 2001 г. - "УралСиб").
Это преступление по УК наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Согласно постановлению в 1995-1996 гг. "Башкредитбанк" по решению президента и правительства Башкирии получил в оперативное управление госпакеты акций "более 30 предприятий" республики. В декабре 1997 г. он продал их своей "дочке" ЗАО "Башкредитинвест" "по значительно заниженной стоимости". А в июле 1999 г. руководство "Башкредитбанка" продало указанные акции на вторичном рынке и направило выручку не в бюджет, а на увеличение уставного капитала банка. По именам руководители Башкредитбанка в постановлении не упомянуты.
В Кировском районном суде Уфы 11 июня была рассмотрена жалоба президента "УралСиба" Азата Курманаева. В ней он сознался, что "руководители" и "руководство" "Башкредитбанка" - это он, Курманаев, и есть. А поскольку 16 марта банкира избрали депутатом Курултая (парламента) республики, то по федеральному закону в возбуждении уголовного дела в отношении него должны участвовать прокурор республики и коллегия из трех судей Верховного суда Башкирии. Следователь Ковтун не соблюла этот порядок, и Курманаев потребовал отменить постановление о возбуждении дела. Суд взял сторону банкира.
А 22 июня Верховный суд Башкирии оставил без удовлетворения протест прокуратуры, потребовавшей отменить решение Кировского суда, потому что Курманаев "лично продавал эти акции, подписывал необходимые для этого документы" и т. д.
Исполнительный директор "УралСиба" Евгений Гурьев пояснил "Ведомостям", что до апреля 1999 г. "Башкредитбанк" был ГУПом, а госпакеты акций передавались ему не в оперативное управление, а в хозяйственное ведение. Всего были переданы госпакеты "примерно 46 предприятий", в том числе "Салаватстекло", "Теастана", "Уфа Виты" и пр. Гурьев говорит, что "с разрешения руководства республики банк был вправе продать эти пакеты, а вырученными средствами пополнить свой уставный фонд, что и было сделано. Еще в 2000 г. прокуратура республики пыталась добиться признания этих сделок ничтожными и обращалась для этого в арбитражные суды. Но к концу 2002 г. банк выиграл все инициированные против него процессы.
За возбуждением уголовного дела в банке видят либо происки конкурентов, либо попытки раскачать политическую ситуацию в Башкирии накануне выборов президента республики. "Курманаев не прячется за депутатство, а всего лишь настаивает на соблюдении законной процедуры", - говорит Гурьев. Но Сергей Фуфаев из Института федерализма и гражданского общества не исключает, что "Курманаев (племянник жены Рахимова) находится в конфликте с сыном президента Уралом, который может быть заинтересован в проблемах банка".
А управляющий партнер адвокатского бюро "Саланс" Сергей Маринич удивлен тем, что суд отменил постановление следователя, вынесенное вовсе не в отношении Курманаева. "Ведь кроме него в банке есть и другие руководители, не депутаты", - рассуждает Маринич. А адвокат Сергей Беляк убежден, что московские суды никогда бы подобных решений не приняли. Беляк говорит, что прокуратура может опротестовать решения башкирских судей в Верховном суде России.