Спасет ли красота мир, еще вопрос. А вот то, что она спасла бесермян, - установленный факт.

Народ этот жил между Уралом и Волгой с ХП века. Летопись говорит, что в битве на Калке бесермянские лучники стреляли горящими стрелами. Но время работало против бесермян, и к переписи населения в 1926 году их осталось всего 10 тысяч. А к эпохе расцвета дружбы народов их вообще вычеркнули из статистики. Одних записали татарами, других удмуртами. Исчез и язык бесермянский. Осталась одна только красота. В прабабушкиных сундуках.

Учительница истории Тамара Федоровна Невоструева сорок лет жизни отдала музею бесермянской красоты в селе Пышкет на краю Удмуртии. И сама выходила замуж в национальном наряде. Заглавный цвет - красный, а на голове убор в форме конской уздечки. В таком наряде бесермянку не спутаешь ни с удмуртской женщиной, ни с русской, ни с француженкой. Да и в обычном платье угадать ее легко, уверяет Тамара Федоровна. Опять же по красоте.

Тамара Федоровна Невоструева: "Даже, если женщине лет 80, сзади посмотришь и кажется, что идет девушка. Она стройная, она такая худенькая, ровненькая".

Точь-в-точь как артистка Ксения Невоструева из деревни Жувам. Ее называют визитной карточкой народа. Бабушке Ксюше без году 80. За вид сзади она спокойна, а вот вид спереди с изъяном. Ксения, можно сказать, звезда шоу-бизнеса. Худрук и продюсер деревенского ансамбля. Это кладовая старинных обрядов и нарядов. Ни моль настоящую красоту не берет, ни годы. А за ней, красотой, и бесермяне, как нитка за иголкой, протиснулись в третье тысячелетие. Пусть малым, зато коренным народом.

С начала осени ансамбль Ксении нарасхват - со свадьбы на свадьбу. Платьям износу нет, а вот лапти снашиваются быстро. При том лыко березовое дорожает. Потому на репетиции в будни надевают австрийские сапоги на колготки. Онучи и лапти - по большим праздникам.