Группе компаний "ИСТ" удалось собрать судостроительные активы, некогда консолидированные Инкомбанком. Вчера ИСТ объявила, что после выкупа миноритарного пакета ее доля в Балтийском заводе увеличилась до 88%. Аналитики полагают, что теперь можно ожидать создания первого в России частного судостроительного холдинга.
Балтийский завод - крупнейший судостроительный актив группы компаний "ИСТ". По итогам 2002 г. оборот Балтийского завода составляет около $30 млн. Сейчас завод заканчивает строительство трех фрегатов для ВМФ Индии общей стоимостью около $1 млрд.
В начале года ИСТ объявила о создании Балтийской объединенной судостроительной корпорации (БОСК) , куда передала контрольные пакеты акций ОАО "Балтийский завод", ОАО "Специальное конструкторское бюро котлостроения", 31% акций ОАО "Пролетарский завод", 28% акций ЦКБ "Айсберг ", 6% акций ОАО "Невское ПКБ" и 18,8% акций ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".
По словам директора департамента внешних связей группы "ИСТ" Антона Лаптева, ИСТ приобрела у компании "Караван звезд" 17,36% акций Балтийского завода. Таким образом, говорит Лаптев, сейчас под контролем ИСТа оказалось 88,2% акций завода. Лаптев утверждает, что договоренность с "Караваном звезд" была достигнута в середине лета, а вчера сделка по приобретению акций была завершена. "Покупка произведена в рамках концепции по созданию БОСК", - говорит Лаптев. Он отказался назвать условия сделки, сославшись на коммерческую тайну.
До недавнего времени сохранялась вероятность того, что "Караван звезд" продаст пакет конкуренту ИСТа - холдингу "Новые программы и концепции" (НПК) , который контролирует "Северную верфь" - конкурента Балтзавода. Гендиректор "Каравана звезд" Игорь Мартышов утверждает, что он предлагал акции не только ИСТу, но и НПК. Мартышов отказался сообщить цену, за которую он в итоге продал акции ИСТу.
Ранее "Караван звезд" претендовал и на 18,8% акций "Северной верфи", приобретенных ИСТом в 2001 г. Еще в июне Мартышов утверждал, что этот пакет куплен с нарушением закона и должен принадлежать "Каравану звезд". Однако вчера Мартышов заявил "Ведомостям", что снимает все претензии по акциям "Северной верфи".
"Караван звезд" стал акционером Балтийского завода в конце 2002 г. Ему достался пакет, некогда консолидированный Инкомбанком и в 2002 г. размытый двумя допэмиссиями до 17,36%. В процессе банкротства "Инкома" пакет несколько раз менял владельца. 
В январе "Караван звезд" инициировал внеочередное собрание акционеров Балтзавода, пытаясь ввести своего кандидата в совет директоров предприятия. Однако это удалось только на годовом собрании в июне, когда "Караван звезд" провел в совет директоров замгендиректора "Рособоронэкспорта" Владимира Пахомова.
На Балтийском заводе "Караван звезд" считают дружественной госпосреднику компанией, однако в "Рособоронэкспорте" это отрицают.
Аналитики считают консолидацию акций Балтийского завода признаком того, что ИСТ основательно ведет подготовку к созданию холдинга. "Теперь все карты находятся в двух руках. Для создания первого российского частного судостроительного холдинга ИСТу необходимо либо выкупить "Северную верфь" у НПК, либо продать НПК свои судостроительные активы", - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. 
Ранее руководство ИСТа неоднократно заявляло о желании включить "Северную верфь" в создаваемую БОСК. Пресс-секретарь НПК Валерий Погребенков отказался вчера комментировать сделку между ИСТом и "Караваном звезд".