"Яблоко" объявило войну не только партии Анатолия Чубайса, но и его бизнес-проектам. Вчера Григорий Явлинский объявил о начале акции "Поставим монополистов на счетчик", в ходе которой партия собирается повернуть вспять реформу энергетики и воспрепятствовать "Российским коммунальным системам" в монополизации ЖКХ. Аналитики констатируют, что кампания "Яблока" все больше ориентируется на левый электорат. 
Вчера Григорий Явлинский и его заместитель Сергей Митрохин объявили о начале акции "Поставим монополистов на счетчик". Первая цель акции - пересмотр реформы электроэнергетики. Вторая - не допустить "создания еще одной аферы, опирающейся на [созданное по инициативе предправления РАО ЕЭС Анатолия Чубайса ОАО] "Российские коммунальные системы", говорит Явлинский.
Лидер "Яблока" рассказал, что при помощи счетчиков воды партийцы замерили потребление воды в полутора тысячах квартир во многих российских регионах. В результате, по словам Явлинского, выяснилось, что в среднем россияне втрое переплачивают за воду предприятиям ЖКХ. А Митрохин обещает, что вслед за водой "Яблоко" "померяет и тепло, т. е. среднюю температуру в российских квартирах". Партийцы намерены не только делиться с общественностью своими изысканиями, но и бороться с ростом тарифов для населения.
В ходе акции, по словам Митрохина, "Яблоко" также внесет в Госдуму проекты законов "о правах потребителей услуг ЖКХ" и об "обязательной экспертизе тарифов естественных монополий". Что будет содержаться в этих проектах, Митрохин не уточнил. И он не уверен, что Дума успеет рассмотреть их в осеннюю сессию. По словам Митрохина, партия будет "способствовать созданию благоприятных условий для работы малого и среднего бизнеса в ЖКХ". Он называет борьбу с монополистами и реформаторами темой предвыборной кампании партии, оговариваясь, что она "не самая главная".
Гендиректор Института экономики ЖКХ Игорь Бычковский отмечает, что стоимость коммунальных услуг определяется как произведение тарифов и нормативов потребления. "Пока тарифы по популистским соображениям занижаются, растут нормативы потребления. В среднем нормативы завышены на 30-40% , а тарифы, соответственно, занижены", - считает эксперт.
В новом веке жилкомхоз оказался абсолютным лидером по темпам роста цен. По данным Госкомстата, с 1 января 2000 г. по 1 августа 2003 г. тарифы на услуги ЖКХ выросли в 3,16 раза, при том что инфляция на потребительском рынке за тот же период составила 78,4% , а в промышленности - 83,4%. 
Член правления РКС Михаил Вильковский вчера отказался комментировать инициативу "Яблока". А член правления РАО ЕЭС и председатель креативного совета Союза правых сил Леонид Гозман не боится угроз Явлинского. "Остановить реформу [системы электроэнергетики] невозможно", - уверен Гозман. По его словам, в РАО "с печалью наблюдают за попытками Явлинского и "Яблока" рассчитаться с Чубайсом за поражение в попытках сорвать реформу". По мнению Гозмана, вновь атакуя реформаторов, "Яблоко" делает крен влево и помещает себя в "отвратительную компанию вместе с коммунистами и борцами с гомосексуалистами из Народной партии". 
Руководитель московского представительства Bakster Group Олег Матвейчев говорит, что тактически "Яблоко" выиграет от борьбы с реформами, поскольку не будет иметь недостатка в информационных поводах. "Но стратегически они не привлекут дополнительных голосов и лишь проинвестируют "левую повестку" выборов, что увеличит электорат коммунистов и прочих левых", - полагает Матвейчев. 
А руководитель политконсалтинговой компании "Сенат" Денис Соловьев уверен, что "яблочники" начали кампанию против реформ, не только предполагая электоральные выгоды, но и в силу "нелюбви Явлинского и его окружения к Чубайсу". По мнению политконсультанта, "никакого рейтингового рывка от этой кампании у "Яблока" не будет". Если сторонники Явлинского ограничатся популистской критикой монополий, то они перетянут часть избирателей Геннадия Зюганова и Сергея Глазьева, но при этом продолжат терять либеральный электорат, считает Соловьев.