До сентября 2003 года ситуация с грузоперевозками на Ижевском отделении оставалась стабильной. Планы перевозок полностью выполнялись, запланированная норма погрузки составляла 14200 тонн в сутки, фактически - 14 300 тонн. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года по факту перевозилось в среднем за сутки 13400 тонн.
Однако сентябрь месяц оказался более тяжелым. Отставание от плана перевозок на 19 сентября составляет 13 450 тонн. Стал ли причиной этого, вступивший в действие в конце августа новый Прейскурант 10-01 'Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами'?
Первая и основная причина временного отставания вполне объективна и носит сезонный характер. В связи с началом отопительного сезона необходимо везти уголь из Кузбасса в европейскую часть России и на Дальний Восток. МПС РФ сейчас необходимо держать 9000 полувагонов в сутки в Кузбассе. Из них доля Ижевского отделения составляет 70 полувагонов в сутки. Между тем потребность в полувагонах на Ижевском отделении осталась прежней. Из вопросов, носящих исключительно сезонный характер, можно отметить повышенный спрос на крытые вагоны, вызванный необходимостью перевозки собранного урожая овощей, в первую очередь, картофеля. Здесь также ощущается нехватка крытых вагонов.
Свою роль здесь сыграло и принятие нового Прейскуранта 10-01. Если тарифы на строительные грузы (песок, щебень и т.д.) уменьшились и, по словам руководителей строительных компаний Удмуртии, стали приемлемыми, то повышение тарифов на нефтяные грузы, автомобили и др. позиции вызвали у грузовладельцев некоторый шок. Естественно, это отразилось на объемах перевозок.
Ситуацию комментирует заместитель начальника Ижевского регионального центра фирменного транспортного обслуживания грузовладельцев Р.А. Камалов: 'На протяжении последних 10-15 лет отмечено, что после повышения тарифов всегда имеется 1,5-2 недельный период, когда грузовладельцам необходимо внести корректировки в текущие и долгосрочные планы своих перевозок, произвести финансовые перерасчеты. В это время идет спад перевозок. Но приблизительно через месяц ситуация выравнивается. Новый Прейскурант был принят в конце августа, поэтому уже к концу сентября мы ожидаем стабилизации ситуации, к этому же времени мы планируем ликвидировать отставание по погрузке'.
Между тем снижение тарифов на перевозку строительных материалов может уже в самое ближайшее время произвести ряд благоприятных изменений. Камский песок отличается уникальными свойствами по зернистости и другим характеристикам, и не идет ни в какое сравнение с уральским песком. Сейчас, с уменьшением доли транспортной составляющей, появилась возможность возобновить поставки песка из Удмуртии в Свердловскую область. В ближайшее время руководство Ижевского отделения ГЖД выйдет с этой инициативой в Правительство УР.