К концу года у российской бюрократии могут появиться новые правила игры. Кремль подготовил законопроект о государственной гражданской службе, которым вводится конкурсное замещение большинства должностей и регламентируются всевозможные стороны жизни чиновников - от конфликта интересов до порядка решения споров во внесудебном порядке. Наблюдатели называют инициативу президента шагом вперед, но опасаются, что коррумпированные чиновники сумеют обойти новые требования. 
Вчера в Госдуму был внесен президентский законопроект о государственной гражданской службе. Сегодня деятельность 1 240 000 федеральных и региональных чиновников регламентируется законом 1995 г. "Об основах госслужбы в Российской Федерации". Лидер Союза правых сил Борис Немцов говорит, что действующий закон "не лезет ни в какие ворота". "Вместо приема по конкурсу, преодоления конфликта интересов и платы по результату [в 1995 г. ] была введена кастовая система с привилегиями", - сетует политик.
Законопроект о гражданской госслужбе - первый из трех отраслевых законов, которые по планам Кремля должны развить положения рамочного закона "Об основах госслужбы", принятого осенью прошлого года. Первый заместитель главы администрации президента Дмитрий Медведев, курировавший работу над документом, заявил вчера "Интерфаксу", что надеется на принятие закона еще действующей Думой и сравнил документ с Трудовым кодексом для обычных граждан. 
Новый законопроект устанавливает 15 классных чинов пяти групп. Чины высшей группы (действительный государственный советник) присваиваются президентом, следующих трех - правительством или руководителем ведомства (государственный советник) , а остальные - непосредственным начальством при приеме на работу. Эти 15 чинов распределяются среди четырех категорий бюрократов - "руководителей", "помощников/советников", "специалистов" и "обеспечивающих специалистов".
По замыслу реформаторов чиновники будут обязаны заявлять о конфликте интересов, возникающем в их работе. Разбирать конфликт будут специальные комиссии, в состав которых будут входить руководители ведомства, представители чиновничества и - не менее четверти от состава комиссии - сторонние эксперты. Руководителям будет запрещено брать на работу близких родственников, получать подарки (если невозможно не взять, их собственником будет государство) и в течение двух лет после увольнения наниматься на работу в подведомственную структуру.
Нанимать на гражданскую службу будут по конкурсу, однако наиболее важные должности из списка конкурсных исключены. Это руководители органов власти - от администрации президента до федеральных и региональных министерств, замещающие должности на определенный срок.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, участвовавший в разработке законопроекта, полагает, что внесенная в Думу редакция закона все же позволяет нанимать по конкурсу чиновников любого ранга и оценивать сотрудников по результатам их деятельности. Оплата труда чиновника, говорит Кузьминов, будет формироваться как на основе его положения в "табели о рангах", так и на основе комплексной оценки результатов его труда, что и позволит перейти к оценке по результату. Положение о классных чинах, по мнению ректора ВШЭ, даст ясную перспективу служебного роста тем молодым людям, кто с самого начала карьеры выберет госслужбу, и позволит обеспечить определенную лояльность нанимаемых со стороны. 
Депутат Госдумы из фракции СПС Константин Ремчуков считает табель о рангах слишком слабым стимулом для чиновников, получающих зарплаты в $150 - 200. Поэтому надежды на искоренение коррупции он связывает исключительно с новыми правилами регулирования конфликта интересов. А бывший заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин называет законопроект "хорошей декларацией", в которой, правда, остаются лазейки для недобросовестных чиновников. "У нас проблема госслужбы не в том, что стоит очередь из желающих туда попасть, а в том, что почти никто туда не идет и нормальные люди больше чем на несколько лет там не задерживаются", - констатирует бывший чиновник.