Москва сворачивает эксперимент по введению единой рыночной ставки на аренду муниципальных помещений. Серией собственных постановлений столичный градоначальник Юрий Лужков снизил ставку для отдельных категорий арендаторов. По сути, мэрия возвращается к прежней методике определения арендной платы, которая учитывала вид деятельности арендатора. 
Раньше в Москве ставка аренды муниципальных нежилых помещений зависела от вида деятельности арендатора. С коммерческих банков город брал плату по тройной ставке, с малого бизнеса - половину ставки, а с педагогов - и вовсе "символическую", по выражению зампреда московского правительства Олега Толкачева, сумму. В основе арендной формулы была инвентаризационная оценка помещения по БТИ.
Чтобы повысить доходы от аренды, в январе 2002 г. правительство Москвы решило заменить инвентаризационную оценку на рыночную. Новую методику ввели с 1 июля 2002 г. для организаций, заключающих новые договоры аренды, а с 1 января 2003 г. на нее перевели и остальных арендаторов.
Арендная плата по новой методике состоит из затрат собственника (в 2003 г. - 238 руб. на 1 кв. м) и чистого дохода города. В него включены отчисления на реновацию (на 2003 г. - 2,5% инвентаризационной стоимости объекта) , расходы города на оформление помещения для сдачи в аренду (на 2003 г. - 50 руб. за 1 кв. м) , страховой взнос и собственно доходная часть. Последняя определяется по "рыночной стоимости" объекта, помноженной на единый коэффициент доходности 1 кв. м (на 2003 г. - 15% годовых) и на понижающий коэффициент. 
В результате реформы арендная плата для банков снизилась, а для малого бизнеса - выросла примерно в пять раз (в среднем - до $150 - 200 за 1 кв. м в год). По сравнению с 2002 г. некоторые ставки выросли, по данным столичного департамента имущества, в 100 - 500 раз. 
К февралю мэрия была завалена жалобами арендаторов. Рентабельность аренды для города превысит 2500% , возмущался вице-мэр Валерий Шанцев. А Лужков разбранил на "местечковые интересы" департамента имущества, "вздувшего арендные платежи", и распорядился исправить методику.
Результаты коррекции оказались предсказуемыми: столичное правительство ввело понижающие "отраслевые" коэффициенты, фактически восстановив прежнюю систему. Кроме того, как минимум четыре десятка льготных ставок для конкретных организаций правительство утвердило отдельными постановлениями. 
Первыми льготу получили СМИ и полиграфические предприятия - они платят за метр 5 МРОТ (500 руб. ) в год. В мае малому бизнесу вернули коэффициент 0,5. После этого "ситуация нормализовалась, и шквал обращений сошел на нет", говорит Дина Крылова из "ОПОРы". 
Постановлением от 9 сентября столичное правительство установило коэффициент 0,2 для прачечных, химчисток, парикмахерских и других предприятий, оказывающих бытовые услуги. Тем, кто шьет или ремонтирует одежду, обувь и бытовую технику, назначен коэффициент 0,5. Торговые предприятия и общепит могут вообще не платить за площадь, "пропорциональную объемам льготной торговли", если они участвуют в социальных программах. Назвать число таких программ и организаций в департаменте имущества не смогли. 
Категориальными льготами дело не ограничилось. Арендная ставка в 5 МРОТ была установлена для МГУ, ЗАО "Ритуал-Сервис", Мосгоробщества охотников и рыболовов. Выпускающему "качественную одежду для малоимущих слоев населения города" ООО "Фирма Буренка" назначено платить 9 МРОТ за метр, как и ОАО "Совинтерспорт" (оно занимается развитием олимпийского движения). Православным образовательным учреждениям установлена ставка 2 МРОТ (если они берут плату за обучение) и 0,01 МРОТ (если не берут). Ровно тот же 1 руб. за метр платит Православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. А вот ФГУП "Строительное управления Минфина РФ" назначили платить 3000 руб. за метр. 
"От единой методики расчета арендной платы правительство не отказалось, но малый бизнес и участников социальных программ поддерживать необходимо, - отмечает заместитель мэра - руководитель департамента экономической политики и развития Юрий Росляк. - Исключений в любом случае не избежать". "Надо отталкиваться от рыночной оценки, сохраняя возможность применения понижающих коэффициентов для приоритетных направлений", - одобряет новый подход чиновников депутат Мосгордумы Степан Орлов.
"Регионы могут использовать арендные ставки для поддержки и стимулирования приоритетных направлений, но для нас это сигнал: у бюджета не все прозрачно с доходами", - отмечает аналитик Standard & Poor's Феликс Эйгель. По его мнению, логичнее было бы выдавать прямые субсидии.
СОЦИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: Столичные власти не намерены сокращать в 2004 г. городские социальные программы, сообщил вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. По проекту городского бюджета доходы в 2004 г. составят 342,3 млрд руб. , а расходы - 370,6 млрд руб. По сравнению с 2003 г. финансирование социальной сферы предполагается увеличить на 20% до 111,6 млрд руб. В мае правительство Москвы утвердило "консервативный"проект бюджета на 2004 г. При подготовке закона к первому чтению его доходы увеличены на 32 млрд руб. , а расходы (преимущественно, социальные) - на 38 млрд руб.