Когда говорят об особенностях российского менталитета, чаще всего в разных вариациях приводится мысль о том, что в России не любят середины - у нас принято или молчать в тряпочку, или кричать во все горло. А проблемы принято или не решать совсем, или ликвидировать самыми радикальными методами, не заботясь о последствиях. Вот именно такое, быстрое и эффектное решение основной проблемы всех советских граждан - дефицита потребительских товаров - принес нам прошлый год Обезьяны - 1992-й. Ровно 12 лет назад правительство России продемонстрировало россиянам, что все гениальное -  просто, одним росчерком пера сняв вопрос, висевший над страной десятилетиями.

Эти пошлые пошлины

Речь идет об отмене таможенных пошлин на импортные товары, провозглашенной в Постановлении российского правительства от 15.01.1992 ? 32. Подобные документы становятся историей уже на следующий день после опубликования. А сухие канцелярские формулировки этих законов, указов и постановлений по энергетической насыщенности не уступят самым вдохновенным строчкам из увлекательного романа: 'В целях создания условий для насыщения потребительского рынка и перехода на экономические методы регулирования ввоза товаров на территорию Российской Федерации: таможенный тариф СССР... с 15 января 1992 года не действует'. А дальше просто само изящество: соответствующим министерствам и ведомствам предлагается до 1 февраля 1992 г. рассмотреть проект Таможенного тарифа России, 'имея в виду ввести указанный тариф в действие с 1 апреля 1992 г.'. И третьим пунктом идет предельно ясное резюме: 'Государственному таможенному комитету Российской Федерации до введения в действие Таможенного тарифа России пропускать ввозимые на территорию Российской Федерации товары без взимания пошлин и иных сборов'.

Этот документ даже самые злые языки не смогут упрекнуть в неоднозначности толкований - все предельно ясно и гениально. Как обычно поступает законодатель, желая реформировать устаревшую норму? Долго и скрупулезно готовит новый документ, последним пунктом в котором указывает, что с его принятием действие старой нормы прекращается. Здесь же принятие нового нормативного акта только 'имеется в виду', то есть искусственно создается регулируемый самим же правительством временной лаг или попросту дыра в законодательстве, которая по замыслу разработчиков постановления должна была стать для нас новым 'окном в Европу'. А стала скорее дырой в заборе со стороны Турции и Китая.

Нужны ли мы нашей нефти?

Бедные наши кооператоры с их самопальными 'варенками' моментально пали под натиском многочисленных восточных конкурентов. А про нашу многозатратную и многострадальную промышленность нечего и говорить. Но основная проблема социализма, тем не менее, была решена. К литровым молочным бутылкам и жестянкам с рыбными фрикадельками прибавились американские окорочка, финская салями и множество другого, так и не распробованного до сих пор во всем ассортименте большинством наших покупателей.

Только очень скоро выяснилось, что если россияне не особенно нуждаются в отечественных товарах, то и отечественная промышленность не нуждается в самих россиянах, раз и она по большей части никому не нужна. А где же тогда взять деньги на покупку расползающихся по швам китайских курточек и вызывающих изжогу импортных разносолов? В макроэкономическом масштабе ответ ясен - нужно, как всегда, продать нефть и газ.

Кстати, 'железный занавес' по отношению к внешней торговле и при СССР был не таким уж непроницаемым - нефтью мы торговали и раньше, и довольно успешно. Одной из причин, вызвавших перестройку, называют падение мировых цен на нефть и последовавшее за этим оскудение государственной казны.

На сегодняшний день  на долю топливно-энергетического комплекса приходится 54 процента всего российского экспорта и 45 процентов валютных поступлений. Однако, согласно прогнозам российского правительства, если в ближайшие годы экономический рост в нашей стране еще может как-то поддерживаться за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, то с 2006 года при отсутствии структурных изменений в экономике не исключен новый экономический спад. У нас пока все еще слишком большая страна, чтобы обеспечить процветание граждан только за счет вывоза природных ресурсов. Именно поэтому в программе социально-экономического развития России до 2005 года в качестве основного приоритета среднесрочной экономической политики выдвигается кардинальное увеличение несырьевого экспорта.

Третий сорт - не брак

Основной экспортной статьей Удмуртии остается сырая нефть, но в отличие от среднероссийского уровня в нашей республике достаточно велики объемы и перечень продукции несырьевого экспорта. Например, по итогам 2002 года доля экспорта машин и оборудования в суммарном объеме экспорта предприятий Удмуртии составила 19%, тогда как среднероссийский показатель - лишь 10%. Помимо худо-бедно экспортирующей свою продукцию оборонки, хорошие результаты у нас в плане экспорта автомобилей, особенно грузовых 'Ижей'. На сегодня благодаря своей дешевизне ижевские машины успешно конкурируют на рынках африканских стран, наших партнеров по СНГ, в Сирии и некоторых других странах. Но не секрет, что основное конкурентное преимущество ижевских автомобилей - низкая цена, которая, к сожалению,  во многом достигается экономией на зарплате автомобилестроителей.

И еще один неоднозначный показатель - в Удмуртии, как и в России, установился традиционный положительный внешнеторговый баланс, то есть мы экспортирует больше, чем ввозим, причем намного больше. В нашей республике в первом полугодии 2003 года экспорт составил 189 миллионов долларов США, а импорт всего 29 миллионов. Правда, статистика отслеживает только товары, поставляемые в нашу республику напрямую из-за рубежа. Львиная доля ширпотреба попадает к нам через посредников и поэтому в объеме республиканского импорта не учитывается. Но для экономики республики важнее импорт высокотехнологичного западного оборудования. А масштабы такого импорта очень невелики - 24 процента от объема ввозимых товаров по итогам 2002 года. Например, импорт из Германии, основного нашего торгового партнера среди стран дальнего зарубежья, в 2002 году по сравнению с 2001-м сократился на 56 процентов. А германский импорт на 70 процентов состоит из поставок машиностроительной продукции - то есть это как раз тот импорт, который может послужить целям развития собственного производства. Правда, и тут есть одно 'но' - существенная часть оборудования, поставляемого в республику из-за рубежа, оказывается, что называется, 'не первой свежести'. Например, на сайте республиканского Министерства международных связей в разделе экспортные предложения иностранных фирм размещено предложение одной из западногерманских консалтинговых фирм, готовой организовать поставку на территорию Удмуртии 'подержанной' европейской продукции: заводов 'под ключ', бывшего в употреблении промышленного оборудования, любых машин с программным управлением 8-10-летнего возраста после капитального ремонта. Но даже такой второсортный товар может оказаться незаменимым для многих наших предприятий, технологическое отставание которых от Запада исчисляется не одним десятилетием.

В начале этого материала, когда речь шла об отмене таможенных пошлин на импортные товары, приводилась цитата из постановления российского правительства, объясняющая цели столь радикального изменения таможенной политики, - переход на экономические методы регулирования. Имелось в виду, видимо, отход от методов государственного регулирования. Но чисто рыночные методы саморегулирования экономики не всегда приводят к тождеству интересов страны и конкретного 'игрока' на рынке. Пример тому - конкурс 'Лучший частный инвестор России - 2003', организованный ведущими фондовыми биржами совместно с журналом 'Деньги'. Условия конкурса предусматривали проведение участниками спекулятивных операций с акциями ОАО 'Газпром', РАО 'ЕЭС России' и другими 'голубыми фишками'. Победитель конкурса санкт-петербуржец Александр Фирсов по результатам конкурса смог добиться доходности 2 585 процентов годовых. Понятно, что конкурс проводился среди биржевых спекулянтов, их работа прибыльна, сложна и вызывает уважение, однако такие инвестиции никак не способствуют расширению нашего высокотехнологичного несырьевого экспорта. Так что получается, что одной саморегуляцией тут никак не обойтись. Чтобы она заработала, нужно создать возможность перерабатывающим отраслям на равных конкурировать за инвестиции. И хорошо, что представители государственной власти сегодня, по крайней мере, не стесняются об этом говорить. Так что есть шанс, что когда-нибудь конкурентоспособность нашей экономики будет такова, что очередную отмену ввозных пошлин просто никто не заметит. А знак 'Сто лучших товаров России' не будет так назойливо мозолить глаза, будто у нас своих достойных товаров всего около сотни-то и осталось.