На этой неделе стало известно, что в канун Нового года 'Альфа-Банк' подписал рамочное кредитное соглашение с 'Экспортно-импортным Банком' Республики Кореи, по которому 'Альфа-Банку' будет открыта кредитная линия на 50 млн долл. Привлеченные средства пойдут на финансирование импорта южнокорейского оборудования, в частности для автомобильной промышленности. По мнению экспертов, наиболее вероятный получатель займа - совместный российско-корейский проект строительства завода по сборке автомобилей Kia в России. До конца года 'Альфа-Банк' планирует заключить аналогичные соглашения с эксимбанками Японии, Китая и Тайланда, что позволит ему стать крупнейшим кредитором импортеров восточно-азиатских товаров в Россию. 'Альфа-Банк' стал вторым после РОСБАНКа российским получателем кредитной линии от 'Эксимбанка' Южной Кореи. Азиатский партнер 'Альфа-Банка' оказывает содействие южнокорейским компаниям на международных рынках, предоставляя финансирование экспортно-импортных операций и различные гарантии. Кредитование российских банков стало возможным после того, как в июне 2003 г. правительства двух стран договорились о реструктуризации долга бывшего СССР перед Южной Кореей. Общая сумма кредита, который будет предоставлен российским банкам, должна составить 160 млн долл. В 'Альфа-Банке' сообщили, что неурегулированность проблем с государственным долгом была единственным препятствием для получения кредита, в котором с самого начала были заинтересованы обе стороны. 'Наш банк достаточно активно работает в сфере экспортных кредитов в Азии и в других регионах. В случае с Кореей мы давно вели диалог на эту тему с 'Экспортно-импортным Банком' Кореи. Помимо этого, корейские компании достаточно активно работают на российском рынке, и мы получаем много запросов от наших клиентов на долгосрочное экспортное финансирование поставок корейского оборудования', - сообщил RBC daily начальник Управления финансовых институтов и корреспондентских отношений со странами дальнего зарубежья 'Альфа-Банка' Максим Топпер. В соответствии с соглашением, 'Альфа-Банк' получает доступ к кредитной линии сроком на 10 лет (кредит РОСБАНКу был предоставлен на аналогичных условиях). На основании соглашения 'Альфа-Банк' будет предоставлять льготные кредиты (в основном с целью переоборудования российских промышленных предприятий и заводов, на установку новых технологических линий). Кредитная линия будет также использоваться для финансирования организации сборочных производств, в частности в автомобильной промышленности. В 'Альфа-Банке' пока затрудняются назвать конкретных получателей корейского кредита. 'Конкретные предприятия пока назвать сложно, поскольку соглашение было подписано недавно, и сейчас идет отбор и анализ проектов для осуществления финансирования, - сказал Максим Топпер. - По данному соглашению никаких предпочтений по отраслям не существует. Самое главное, чтобы это было оборудование или товары долгосрочного пользования, произведенные в Южной Корее'. Однако, по всей вероятности, привлеченные средства пойдут на закупку оборудования для предприятия по сборке корейских автомобилей на территории России. 'Скорее всего, если речь идет об автомобильной промышленности, то это какие-то проекты корейских автопроизводителей, например, организация сборочного производства в России', - сказал RBC daily аналитик ИГ 'Никойл' Владо Савов. С ним согласился Аналитик ИГ 'Атон' Тимоти МакКачен, добавив RBC daily, что у 'Альфа-Банка' было бы преимущество перед другими банками, если бы он стал сотрудничать с корейскими автопроизводителями, поскольку он имеет большую филиальную сеть. Получателем кредита может стать совместное предприятие, организуемое корейской компанией Kia Motors и 'Ижмаш-авто' для производства автомобилей KIA Spectra и двигателей объемом 1,6 л на базе заводских мощностей в Ижевске. Ранее сообщалось о намерении 'Ижмаша' приобрести соответствующее оборудование в первом полугодии 2004 г. 'Возможно, 'Альфа-Банк' был привлечен для со-финансирования проекта, -сказал RBC daily аналитик ИФК 'Метрополь' Денис Нуштаев. - Менее вероятно, что этот кредит пойдет на совместный проект с Hyundai Motor. Эта компания также проявляет интерес к России, но создавать сборочный завод здесь она пока не собирается. Во-первых, продажи Hyndai в нашей стране пока не настолько высоки, чтобы собирать их на месте. Во-вторых, есть проблема с поставками запчастей. Выгоды от строительства сборочных заводов в России будут только у тех, кто наладит местное производство запчастей. Для этого потребуется около 5 лет. Только после этого можно будет говорить о начале массовой экспансии зарубежных автопроизводителей на наш рынок'. Источник в 'Ижмаш-авто' подтвердил RBC daily, что компания сотрудничает с 'Альфа-Банком', в том числе в вопросах кредитования, однако не смог подтвердить, будет ли совместное с Kia Motors производство финансироваться за счет займа в нем. Соглашение с 'Эксимбанком' Южной Кореи - не первое для 'Альфа-Банка'. Аналогичный договор уже был подписан в 2003 г. с 'Экспортно-импортным Банком' Тайваня. По словам Максима Топпера, в 2004 г. 'Альфа-Банк' также планирует заключить соглашения с 'Экспортно-импортными Банками' Китая и Таиланда. Возможно, что к концу года будет заключено соглашение и с Банком для Международного Сотрудничества Японии. Суммы сделок пока не сообщаются, однако можно предположить, что это позволит ему стать крупнейшим партнером кредитных организаций АТР в России и кредитором импортеров восточно-азиатских товаров.