Борьба страхнадзора за рост капитализации страховщиков докатилась до компаний, занимающихся обязательным страхованием автогражданской ответственности. Как пишет газета "Ведомости", вчера его руководитель Илья Ломакин-Румянцев пообещал добавить к 245 мелким компаниям, лишенным лицензий, несколько страховщиков ОСАГО. Страховщики к этому оказались не готовы: что будет с клиентами компаний, потерявших лицензии ОСАГО, они не знают.

17 января вступила в силу новая редакция закона "Об организации страхового дела", согласно которой к 1 июля уставный капитал страховщиков должен быть не меньше 10 млн руб. для компаний, занимающихся страхованием имущества, 20 млн руб. для страхования жизни и 40 млн руб. для компаний, занимающихся перестрахованием.

Федеральная служба страхового надзора не стала закрывать глаза на несоответствие уставного капитала новым требованиям. Уже в конце августа руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев подписал первый приказ об отзыве лицензий у 151 компании, а в середине сентября - еще у 94. Однако среди лишенных лицензий страховщиков ОСАГО не было.

Скоро они появятся. Ломакин-Румянцев вчера сообщил "Ведомостям", что на следующей неделе подпишет приказ об отзыве лицензий у "шести-семи" компаний, занимающихся обязательной автогражданкой. Причина - недостаточный уставный капитал. А другой представитель страхнадзора сказал, что в проекте приказа упомянуты восемь компаний. Ломакин-Румянцев не назвал этих компаний, сказал лишь, что "лидеров [рынка ОСАГО] среди них нет".

Сейчас лицензии на ОСАГО есть у 166 компаний. Теоретически страхнадзор может применить санкции лишь к двум из них. По данным Государственного реестра страховщиков, на 1 июля уставный капитал менее 10 млн руб. был только у компаний "Защита-Находка" и питерской "СВОД". Впрочем, представитель "СВОДа", утверждает, что в июне компания увеличила уставный капитал до 10,5 млн руб. Связаться с "Защита-Находкой" вчера не удалось.

Однако не только они могли оказаться в "зоне риска". Не ясно положение многих компаний с капиталом 10-40 млн руб., которые также занимались страхованием жизни (для этого минимум - 20 млн руб.) и перестрахованием (40 млн руб.). Некоторые из тех, которым не хватало капитала для этих видов страхования, отказывались от них, говорит начальник управления надзора и финансового контроля ФССН Елизавета Бойко. Но, по ее словам, они не учли, что страхнадзор не принимает отказ, если у компаний оставались обязательства перед клиентами по этим видам бизнеса.

Всего компаний с капиталом менее 40 млн руб. 53; из них у 19 (см. таблицу) он менее 20 млн руб. В более сложном положении оказались компании, занимающиеся страхованием жизни - эти договоры длинные, и избавиться от обязательств по ним сложнее.

Среди компаний с капиталом менее 20 млн руб. оказалась "АФЕС", по собранным по ОСАГО взносам входящая в число 50 крупнейших в России. Заместитель гендиректора "АФЕСа" Илья Кабачник утверждает, что еще весной компания увеличила уставный капитал до 120 млн руб.

По мнению президента СГ "НАСТА" Михаила Николаева, отзыв лицензий у мелких страховщиков не может привести к переделу рынка ОСАГО, но может создать проблемы клиентам будущих жертв ФССН. "Ничего страшного [в результате отзыва лицензий] не произойдет, правда, сроки выплат по ОСАГО [для клиентов таких компаний] могут увеличиться", - считает президент Всероссийского союза страховщиков депутат Госдумы Александр Коваль.

Как им поступить, ни участники рынка, ни даже регулятор не знают. Ломакин-Румянцев говорит, что после отзыва лицензии компании не могут заключать новые договоры, а по старым должны продолжать выплаты. Если тарифы по ОСАГО были правильные, сформированных компаниями резервов должно хватить, говорит руководитель департамента Страхового дома ВСК Владимир Антипов.

Закон об организации страхового дела позволяет компаниям передавать друг другу свои портфели договоров, но эта процедура не разработана. Делать это должен Российский союз автостраховщиков, говорит директор центра страхования автотранспорта СК "Энергогарант" Владимир Новоселов. А по закону об ОСАГО именно РСА несет ответственность перед клиентами автостраховщиков, напоминает Коваль. Компании отчисляют 1% от собранных страховых взносов в гарантийный фонд, предназначенный для выплат в случае банкротства компаний. Мнение РСА по этому поводу узнать не удалось: пресс-служба не смогла прокомментировать ситуацию, ссылаясь на занятость и. о. президента РСА Андрея Кигима.

Источник http://www.autonews.ru