За 9 месяцев 2004 года на территории только Ижевской дистанции пути Ижевского отделения ГЖД (включает Ижевск, Игринское и Воткинское направления) произошло 16 случаев непроизводственного травматизма, из них 11 со смертельным исходом. За аналогичный период прошлого года таких случаев было 11, в том числе 6 со смертельным исходом. Давайте рассмотрим причины, по которым происходят эти трагедии, и попробуем нарисовать самый общий портрет пострадавших.

Основная причина происходящего одна - алкоголизм. В 15 случаях из 16 пострадавшие находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Люди либо засыпали прямо на путях, либо переходили пути перед поездом, не обращая на последний никакого внимания.

31 января 2004 года в 04 час. 27 мин на 42 км перегона Игра-Меньил был смертельно травмирован Алексей Д., 1971 года рождения, проживавший в п.Игра и работавший сантехником в Игринском леспромхозе. При следовании поезда ? 2077 по перегону Игра-Меньил локомотивная бригада при выезде из кривого участка пути на прямой заметила человека, лежащего в колее ж.д. пути. На подаваемые локомотивной бригадой звуковые сигналы он не реагировал. Даже после применения экстренного торможения наезд предотвратить было невозможно. В результате был совершен наезд на уснувшего в пьяном виде в колее Алексея Д. Необходимо помнить, что поезд мгновенно остановить нельзя. Даже при применении экстренного торможения тормозной путь поезда составляет более 1000 метров.

21 августа 2004 года в 6 часов 55 минут на 61 км перегона Лоза-Кушья смертельно травмирован Алексей Л., 1971 года рождения, работал в 'Удмуртнефти' охранником, проживал в Игринский районе. При следовании поезда ? 4301 локомотивная бригада за 250 метров заметила мужчину, который сидел на правом рельсе ж.д. пути. На подаваемые сигналы он не реагировал. Было применено экстренное торможение. Ввиду малого расстояния наезд на человека предотвратить не удалось. Пострадавший, естественно, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Два последних случая, произошедших в сентябре, особенно драматичны. Погибла одна молодая женщина, тяжело пострадала другая. Обе находились в состоянии алкогольного опьянения, обе уснули на путях.

13 сентября 2004 года в 11 часов 35 минут на 33 км перегона Азино-Люкшудья тяжело травмирована Елена Д., 1975 г. р., поживавшая в Завьяловском районе, безработная. При следовании поезда ? 5104 по перегону Азино-Люкшудья локомотивная бригада при подъезде к 33 км после выхода из кривой заметила в 150-200 метрах лежащий возле левой нити ж.д. пути посторонний предмет. Машинист привел в действие систему экстренного торможения и подал непрерывный звуковой сигнал. При приближении они увидели лежащего на земле человека, ноги которого находились на рельсе и в колее. Ввиду малого расстояния предотвратить наезд было невозможно. Женщине отрезало ногу.

16 сентября 2004 года в 15 часов 50 минут на 92 км перегона Кварса-Воткинск смертельно травмирована Светлана Ч., 1977 г.р., проживавшая в г.Воткинск, безработная. При следовании поезда ? 6362 по перегону Кварса-Воткинск локомотивная бригада заметила в 200 метрах лежащий внутри колеи ж.д. пути посторонний предмет. Машинист привел в действие систему экстренного торможения и подал непрерывный звуковой сигнал повышенной громкости. При приближении увидели, что внутри колеи лежит женщина, на сигналы она не реагировала. Примерно метров за 10 до поезда она приподнялась и начала переползать через рельс. Ввиду малого расстояния наезд предотвратить не удалось.

Еще два смертельных случая - это попытки самоубийства. 23 июня 2004 г. в 15 часов 38 минут на 137 км перегона Ижевск-Заводская смертельно травмирован Егор И. 1968 г.р., проживавший в д. Кечур Малопургинского района, не работающий. Пострадавший в целях самоубийства бросился под поезд.

27 июня 2004 года в 11 часов 40 минут на 50 км перегона Позимь-Вожой. Владимир П., 1954 года рождения, проживавший в п. Позимь, работавший на Ижевской птицефабрике газоэлектросварщиком, в целях самоубийства бросился под поезд.

Оба самоубийцы находились в состоянии алкогольного опьянения.

Приведем еще два характерных примера.

25 июня 2004 года в 3 часа 18 минут на 90 км перегона Кварса-Воткинск был смертельно травмирован Сергей Ж., 1961 года рождения, проживавший в г. Воткинск, нигде не работающий. При следовании поезда ? 4701 по перегону Кварса-Воткинск локомотивная бригада примерно в метрах 300-350 заметила темный силуэт на ж.д. путях. Сразу же было применено экстренное торможение с подачей громких звуковых сигналов. Лежавший на ж.д. путях у левой рельсы внутри колеи совершенно не реагировал на подаваемые сигналы. Ввиду малого расстояния наезд предотвратить не удалось. После полной остановки поезда пострадавшего обнаружили под третьим вагоном состава. У него была разорвана брюшная полость. О случившемся сообщили дежурной по станции. Помощь не потребовалась, труп был отправлен в морг города Воткинск. Расследованием установлено, что пострадавший в состоянии алкогольного опьянения находился на ж.д. пути.

13 июля 2004 года в 01 часов 40 минут на 90 км перегона Пастухово-Кекоран смертельно травмирован Михаил Ш. 1973 г.р., поживавший в Як-Бодьинском районе, работавший сторожем на пруду. При следовании поезда ? 2061 по перегону локомотивная бригада на подъезде к 90 км при выезде из кривой заметила мужчину, сидящего на рельсе. Сразу же было применено экстренное торможение с подачей громких звуковых сигналов. Сидящий на ж.д. путях совершенно не реагировал на подаваемые сигналы. Ввиду малого расстояния наезд предотвратить не удалось Расследованием установлено, что пострадавший в состоянии алкогольного опьянения находился на ж.д. пути.

Все остальные случаи произошли в точности по вышеописанному сценарию. Средний возраст пострадавших - 37,5 лет, это в основном мужчины (81%), неработающих 7 человек (44%).

Обращает на себя внимание тот факт, что среди пострадавших нет детей (самому молодому из пострадавших 26 лет), это говорит о хорошем уровне профилактической работы в школах, налаженной работниками Ижевской дистанции пути (уже 1 сентября в большинстве школ, расположенных недалеко от железнодорожных линий, прошли лекции по безопасности нахождения вблизи ж.д. путей). Пресс-служба Ижевского отделения ГЖД.