Рейтинговое агентство Moody's Interfax Rating Agency присвоило Удмуртской Республике долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне A1 (rus), краткосрочный кредитный рейтинг - на уровне RUS-1. Об этом сообщает 'Интерфакс'.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики определяется ее относительно развитым налоговым потенциалом, независимостью от федеральных дотаций на бюджетное выравнивание, низким объемом прямого долга и сдержанной долговой политикой, а также социальной и политической стабильностью в республике. Сдерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга оказывают замедление роста доходов бюджета и возможное существенное увеличение расходов, обусловленные федеральной налоговой и бюджетной реформами, высокая концентрация доходов бюджета в нефтяной отрасли, наличие в структуре долга спорных валютных гарантий, исполнение которых может быть возложено на правительство республики.

Удмуртская Республика относится к промышленно развитым субъектам РФ, что обусловливает высокий объем собственных доходов бюджета. Определяющую роль в экономике республики играют нефтедобывающая промышленность и машиностроение. Независимость от дотаций на бюджетное выравнивание, как и постепенный рост собственных доходов бюджета, ожидающийся в ближайшие годы, являются важными факторами, поддерживающими кредитоспособность Удмуртской Республики. Хотя федеральный центр направляет в республику субвенции и субсидии на финансирование пособий и льгот, доля федеральных перечислений в доходах бюджета в последние годы снижается.

Существенным позитивным фактором для уровня кредитного рейтинга Удмуртской Республики является социальная и политическая стабильность. Выборы президента республики прошли в 2004 году, что обусловит сохранение преемственности финансовой политики на среднесрочную перспективу.

Накопленный долг Удмуртской Республики по отношению к доходам бюджета находится на низком уровне (14,5% по итогам 2003 года, без учета бюджетных ссуд). Прямой долг республики очень низок (0,3% к доходам бюджета в 2003 году). Правительство республики проводит сдержанную долговую политику. В 2003 году республика завершила выплаты по агрооблигациям, принадлежавшим федеральному правительству. Задолженность по агрооблигациям перед инвесторами была погашена еще в конце 90-х годов.

Сдерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга оказывает концентрация доходов бюджета в нефтедобывающей промышленности. На ОАО 'Удмуртнефть' приходится около 25% налоговых поступлений в республиканский бюджет, а в целом предприятия нефтедобывающего комплекса обеспечивают до 40% поступлений в консолидированный бюджет области.

Существенное влияние на доходы бюджета оказала федеральная налоговая реформа, приведшая к снижению в 2003-2004 годах темпов их роста. В результате реформы усилилась централизация налоговых доходов на федеральном уровне, в то время как республиканский бюджет потерял значительные доходы вследствие отмены налога на пользователей автодорог, налога с продаж и снижения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых. Кроме того, Moody's Interfax отмечает, что негативное влияние на стабильность республиканского бюджета могут оказать реформа системы социальных льгот и реформа местного самоуправления, в результате которых могут заметно вырасти текущие расходы.

Еще одним фактором, оказывающим сдерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга, является возможность предъявления к исполнению имеющихся в структуре долга валютных гарантий по просроченному кредиту, полученному одним из предприятий республики. В случае передачи обслуживания этих гарантий республиканскому бюджету долговые выплаты увеличатся, однако при этом долг может быть реструктуризирован на длительный срок. Moody's Interfax Rating Agency будет следить за развитием данной ситуации.

Долгосрочный рейтинг А1 (rus) по национальной шкале Moody's Interfax Rating Agency отражает высокую кредитоспособность относительно других российских заемщиков/заимствований.

Краткосрочный рейтинг RUS-1 по национальной шкале Moody's Interfax Rating Agency отражает исключительно высокую кредитоспособность по краткосрочным обязательствам относительно других российских заемщиков/ заимствований.

Источник http://www.rosbalt.ru