ОАО 'Горьковский автомобильный завод' (ГАЗ) вышло из ЗАО 'Нижегород Моторс' - СП с итальянским концерном FIAT. Остававшиеся в собственности ГАЗа 26,86% акций ЗАО были переданы структуре, аффилированной с контролирующим 'горьковчан' холдингом 'Руспромавто'. То есть формально СП как бы продолжает существовать, но фактически можно говорить о том, что один из самых первых и, пожалуй, самый амбициозный совместный проект российских и иностранных автопроизводителей закончил свое существование.

Соглашение о создании СП было достигнуто в 1997 г. во время визита в Италию российского президента Бориса Ельцина. В начале следующего года предприятие было зарегистрировано (по 40% уставного капитала получили ГАЗ и FIAT, еще 20% принадлежало Европейскому банку реконструкции и развития). Предполагалось, что общий объем инвестиций в проект составит свыше 850 млн долл., а окупится он в течение 10 лет. СП должно было выпускать в год до 150 тыс. легковых машин различных моделей FIAT: Palio, Siena, Marea. После августовского дефолта реализацию этих планов пришлось отложить, хотя впоследствии и итальянцы, и представители их российского партнера, и чиновники правительства РФ, курировавшие этот проект, неоднократно называли новые сроки, когда предприятие вот-вот заработает 'на полную мощность'. В марте 2000 г. компания FIAT подписала с Минэкономики РФ инвестиционное соглашение, по которому итальянцы получили право на налоговые и таможенные льготы в обмен на обязательство вложить в российское производство свыше 400 млн долл. в течение 4 лет и при этом обеспечить минимум 25%-ную локализацию этого производства (в дальнейшем предполагалось, что доля российских компонентов в выпускаемых машинах превысит 50%). Тем временем ЕБРР сократил свою долю в СП сначала до 1%, а затем и вовсе до нуля. Сократил свою долю - за счет передачи 13% акций итальянским партнерам - и ГАЗ, при этом пытаясь продать оставшуюся часть пакета администрациям Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Специалисты полагали, что ГАЗ охладевает к проекту, тем более что 'политическая' составляющая последнего практически исчезла. Кроме того, новый владелец Горьковского автозавода - 'Руспромавто' - считает, что необходимо сосредоточиться на коммерчески выгодных проектах (выпуске микроавтобусов и грузовиков) и сотрудничество с итальянцами, мол, надо продолжать именно в этих направлениях (совместный проект с Iveco по производству грузовиков и двигателей). Тем не менее еще в конце 2002 г. новая администрация ОАО 'ГАЗ' говорила о том, что в рамках СП, возможно, все-таки будет запущена на конвейер модель FIAT Stilo, если этот выпуск будет признан более выгодным, чем производство новой модификации 'Волги' (ГАЗ-3115). Видимо, в итоге Stilo признали проектом невыгодным, хотя сама по себе ниша в классе D после прекращения производства на 'Москвиче' оставалась незанятой и востребованной. И 'Нижегород Моторс' стал для 'Руспромавто' окончательно неинтересным активом.

'На самом деле речь идет о чисто технической операции, - сказал RBC daily начальник департамента внешних связей 'Руспромавто' Владимир Торин. - Сейчас холдинг вообще избавляется от непрофильных и неработающих активов, которые появились у того же ГАЗа еще до того, как предприятие вошло в состав холдинга. Это рыночный подход: зачем держать на балансе такой груз, который реально не работает и у которого нет перспектив. Это не означает, что мы отказываемся от сотрудничества с теми же итальянцами и вообще зарубежными производителями, наоборот, мы активно с ними контактируем и развиваем сотрудничество в области производства грузовиков, двигателей, ведем переговоры и по легковому сегменту'. На вопрос, означает ли сворачивание проекта 'Нижегород Моторс' то, что ГАЗ сделал выбор в пользу СП с Nissan (о чем писалось), представитель 'Руспромавто' заявил, что 'не может комментировать ход переговоров'.

Аналитики полагают, что ГАЗ намерен приоритетно развивать 'японское направление'. 'Возможно, Nissan договаривается или уже договорился с ГАЗом, - полагает RBC daily эксперт ИК 'Тройка Диалог' Гайрат Салимов. - В связи с этим оживить проект с FIAT, о котором столько лет почти не говорили, было слишком мало шансов. Ведь у итальянского производителя огромные трудности и с производством, и с борьбой за рынки. Кстати, и на российском рынке дела у него идут неважно. У Nissan же есть ресурсы и желание поработать в России'.

'У FIAT в России мало что получилось, - сказал начальник аналитического управления 'АСМ-Холдинга' Виктор Пашков. - Он слишком мало проявлял активности, возможно, из-за собственных внутренних проблем. У того же Nissan на ГАЗе (или, шире, по России) у Toyota, Volkswagen больше возможностей, да и меньше давит груз неудач. У них, так сказать, чистая история'. 'То, что сотрудничество FIAT и ГАЗ в рамках 'Нижегород Моторс' прервется, было давно понятно, - считает аналитик UFG Елена Сахнова. - Однако это будет серьезной ошибкой, если ГАЗ все-таки решит вообще отказаться от выпуска легковых иномарок. Новые технологии, новые методы работы в рамках сотрудничества с японскими компаниями могли бы придать предприятию серьезный импульс'.

Впрочем, пока производство на ГАЗе и так растет (за первые 9 месяцев прирост в легковом секторе 30,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), видимо находя спрос. Как растет и вообще автопроизводство в РФ, хотя пока заметны опережающие темпы развития именно СП. При такой тенденции в компанию к GM, Ford, Renault, уже 'укоренившимся' в России, возможно, придет если не FIAT (напомним, его представитель когда-то подписал 'письмо четырех' с обещанием инвестиций в Россию в обмен на повышение пошлин на старые иномарки), то кто-то еще. Хотя вряд ли, считают специалисты, этих 'еще' будет много - рынок наш и в обозримой перспективе для западных гигантов слишком узкий.

Отдел экономики

Алексей Виноградов
Источник http://www.rbcdaily.ru