Инициатива Министерства информации и связи, при условии, что ее одобрит правительство, значительно облегчит жизнь производителям сотовых телефонов, получающим право на продажу своей продукции в России. Чтобы начать работу с розницей, им будет достаточно задекларировать соответствие своей новой модели действующим госстандартам и представить протоколы ее испытаний в аккредитованной лаборатории или центре. Таким образом, новая модель становится легальной при минимальных временных и прочих затратах. Компании-производители рассчитывают на то, что изменения процедуры сертификации приведут к вымыванию с рынка "серого" товара - не сертифицированных, перепрограммированных, не имеющих гарантийного обслуживания телефонных аппаратов. С одной стороны, потребитель получит качественный товар, с другой стороны, государство - дополнительные десятки миллионов долларов в год.

Вместо сертификации планируется ввести процедуру декларирования, согласно закону "О связи", действующему с начала текущего года. По этому закону обязательной сертификации подлежит лишь оборудование, внесенное в специальный перечень. "Сегодня сертификация идет по двум направлениям: с одной стороны, прохождение сертификации на соответствие ГОСТам для дилеров мобильных телефонов является добровольным, с другой стороны, сертификация, скажем, аккумуляторов к трубкам, процедура уже обязательная", - говорит заместитель директора некоммерческого партнерства "Ассоциация мобильных технологий" Сергей Медведев. Сегодня, при действующих требованиях, процедура сертификации мобильных телефонов может занимать около трех месяцев, а это существенно тормозит появление на российском рынке новинок и способствует поставкам "серого" товара из Китая и Средней Азии. По измененным правилам регистрация новых моделей будет занимать не более трех дней, а с учетом тестирования аппаратов - максимум пару недель. Вполне приемлемые сроки для составления конкуренции традиционно более мобильному пиратскому рынку. 

По некоторым экспертным оценкам, сегодня контрафактным является в среднем каждый десятый продаваемый в России телефон. Согласно последнему прогнозу аналитиков, в этом году в России будет продано 26 млн телефонов средней стоимостью около 140 долларов. Если прогноз окажется верным, то до конца года объем российского "серого" рынка составит около 364 млн долларов. Местный рынок в точности отражает общие веяния, только в этом случае его участники более четко разделяют, в каких именно торговых точках товар реализуется. "Сейчас рынок мобильных телефонов делится на два, так сказать, вида: "подвальный", который составляют предприниматели, начавшие работать еще в 90-х годах, самостоятельно непонятными путями ввозившие телефоны и до сих пор торгующие нелегальной продукций. У мелких разрозненных реализаторов доля "серого" импорта может достигать 30%. Однако уже сформировался рынок крупных торговых сетей, в которых доля "серых" телефонов составляет очень малую часть: это, скорее, остатки от пару лет назад ввезенных партий. Например, Nokia-3310 - эту модель не производят уже 3 года, но некоторые магазины все еще ею торгуют", - рассказывают специалисты.

В целом тенденция объяснима: Европа и Восток сегодня берут курс на все более совершенные телефонные технологии, а Россию по-прежнему в большей степени интересуют корпуса красного дерева и кнопки из платины. Понятно, что производителям интереснее работать с рынком, тяготеющим к высоким технологиям, а не к нефункциональным излишествам. Нам достаются остатки крупных партий, заказанных конкретным оператором где-нибудь в Азии: эти телефоны приходится перенастраивать под российские стандарты связи, и везут их чаще нелегально. 

Попытка ограничить распространение в городе "серых" телефонных аппаратов еще на стадии воза предпринималась летом этого года объединением дилеров торговых сетей. Сегодня специалисты, к сожалению, признали свою беспомощность в этом вопросе. Как отметил замдиректора Ассоциации, проблема в том, что каналы поставки товара являются коммерческой тайной предприятия и раскрыть ее могут только внутренние органы. Понятно, что у милиции и без "серых" телефонов работы хватает, поэтому добросовестные предприниматели совместно с инспекцией по потребительскому рынку вынуждены изымать уже поступившие в продажу телефоны, а не отслеживать их еще до того, как они появятся в магазинах.

Но рынок чистится сам по себе. "Ситуация сегодня меняется и без вмешательства законодателей, - отмечает Медведев. - Все крупные сети заинтересованы в том, чтобы торговать легальным товаром. Покупатель чаще всего идет в случае поломки аппарата не в специализированный центр ремонта, а туда, где он эту трубку купил, поэтому дилеры организуют собственные сервисы, а это удовольствие дорогое: монтажный стол стоит порядка 1 тыс. долларов, и это без стоимости инструментов". Это улучшает качество ремонта техники и значительно сокращает сроки: сегодня, в случае серьезной поломки и необходимости отправлять телефон на диагностику в столицу, может уйти до полутора месяцев: мало кто из пользователей сотовой связи согласен ждать так долго. 

Естественно, что продавцу нужна уверенность в том, что его товар легальный и он сможет его отремонтировать или предъявить претензии поставщику. Кроме того, именно поэтому невыгодно сегодня и торговать недорогими моделями, которые постепенно исчезают из крупных сетей: ремонт телефона стоимостью примерно 900 рублей обходится в такую же сумму. Организовывался мобильный рынок стихийно. Но сейчас он постепенно входит в цивилизованное русло.

Правда, пессимисты все же говорят, что и изменение процедуры регистрации ввезенного товара полностью проблему "серого" импорта не решит, и тому есть объективные причины. Сегодня стоимость "серой" трубки не в пример ниже легальной: растаможка последней обходится дилерам недешево - пошлина составляет 5% от стоимости телефона. Кроме того, затратной является статья тестирования аппарата:  работа специалиста в специальной лаборатории или центре обходится в 2-3 тыс. долларов на каждую очередную модель. Однако механизм декларирования позволит государству более эффективно контролировать соответствие продаваемых телефонов нормам, чем сертификация: ответственность возлагается на самого производителя, и если проверка выявит отклонения продукции от утвержденных норм, весь товар может быть отозван с рынка.

Если процесс сертификации будет ускорен, то "серая" доля поставляемых в Россию новинок снизится минимум на 50%. Будут ли они нужны российскому потребителю, это уже второй вопрос. Главное сейчас - оздоровление рынка.


 Деловая газета "Капитал"