Вчера 'Ъ' стало известно, что самарская компания 'СОК', которая в октябре приобрела 16,7% акций саратовского ОАО 'Волгомост', предложила мостостроителям дополнительно продать ей акции для увеличения доли компании до 50%. Мостостроители в ответ дали понять, что согласны поделиться лишь отдельными строительными заказами. Однако руководство 'СОКа' вчера заявило, что сможет получить доступ к акциям 'Волгомоста' и без согласия его менеджмента - в судебном порядке.
Как уже писал 'Ъ', интерес к акциям 'Волгомоста' иногородние компании начали проявлять весной текущего года. Первой была самарская группа компаний 'Самкон'. В ее интересах фирма ООО 'Плаза' в апреле 2004 года стала скупать акции мостостроительного предприятия во всех его региональных подразделениях. Расценив действия новых совладельцев как попытку обанкротить предприятие, менеджмет 'Волгомоста' предпринял ответные меры. Было зарегистрировано некоммерческое партнерство 'Фонд ветеранов мостостроения', которое включилось в процесс скупки акций. В результате фонд аккумулировал 70% акций, из которых 32% были оформлены в залог.
Тем не менее новому акционеру удалось скупить к концу лета 16,7% акций мостостроительного предприятия, которые в ноябре были проданы им самарской компании 'СОК'. Свое решение 'Самкон' обосновал хорошей ценой, предложенной партнером за акции 'Волгомоста'. А 'СОК' - интересом к дорожному строительству, которое становится одним из приоритетов госполитики и федерального бюджета. Новый совладелец сразу же заявил о намерении развивать 'Волгомост' и реализовывать совместные проекты. Но мостостроители не спешили с диалогом.
Вчера гендиректор ОАО 'Волгомост' Жило Харебава сообщил 'Ъ', что менеджмент 'Волгомоста' и 'СОКа' начал переговоры, и первые результаты мостостроителей не порадовали. По его словам, мостостроители предложили 'СОКу' стать соподрядчиком 'Волгомоста' в строительстве крупных объектов на сумму несколько сотен млн рублей. 'Но мы не увидели у 'СОКа' заинтересованности в бизнес-сострудничестве, - сказал 'Ъ' Жило Харебава. - Аппетиты компании растут, и она уже предложила продать ей акции 'Волгомоста', чтобы довести долю 'СОКа' до 50%'. На это предложение мостостроители ответили отказом.
В 'СОКе' 'Ъ' подтвердили факт ведения переговоров и намерение компании обсуждать вопросы собственности и совместной реализации проектов. 'Мы готовы вложить в 'Волгомост' большие инвестиции, - сказали 'Ъ' в 'СОКе'. - Но при этом мы должны иметь реальные механизмы контролировать средства и распоряжаться ими'.
Впрочем, переговоры - не единственная возможность для 'СОКа' увеличить свою долю в 'Волгомосте'. Как рассказал 'Ъ' источник, близкий к менеджменту самарской компании, в ноябре саратовский арбитражный суд по иску облпрокуратуры признал недействительными договоры залога акций, которые 'Фонд ветеранов мостостроения' заключил с работниками предприятия. Хотя этот судебный спор еще не завершен, но если 'СОК' его выиграет во всех инстанциях, под контролем менеджмента 'Волгомоста' останется только 38% акций предприятия. Наблюдатели не исключают, что в создавшейся ситуации 'СОКу' удастся увеличить свой акционерный пакет 'Волгомоста'.
'Ъ' будет следить за развитием событий.

Ъ    ОАО 'Волгомост' - специализированная организация по строительству железнодорожных, автодорожных и городских мостов, путепроводов и транспортных развязок. В его составе 14 филиалов по всей России (в Волгограде, Саратове, Астрахани и др.), в том числе 9 мостоотрядов. До последнего времени акции предприятия были распределены между 4 тыс. его сотрудников. Самарская объединенная компания - второй после АвтоВАЗа производитель автомобилей. Компания является крупнейшим поставщиком АО 'АвтоВАЗ' и обладает монопольным правом на продажу заводских запчастей. Компании принадлежит более 40 предприятий, включая ОАО 'Иж-Авто' (Ижевск), ЗАО 'РосЛада' (Сызрань), 'ВАЗИнтерСервис' (Тольятти) и другие.

http://www.kommersant.ru