Крупнейший российский оператор мобильной связи подписал соглашение с японской компанией DoCoMo о предоставлении в России услуг на основе технологии i-mode

Компания 'Мобильные ТелеСистемы' (МТС) объявила в пятницу о подписании соглашения об эксклюзивном стратегическом партнерстве с японской компанией NTT DoCoMo. Данное соглашение позволит МТС запустить в России услуги на основе технологии i-mode. NTT DoCoMo обеспечит МТС технологией, а также передаст лицензию на использование бренда i-mode. По словам президента МТС Василия Сидорова, сумма контракта держится в секрете. Компания 'МТС' надеется на то, что запуск дополнительной услуги позволит ей увеличить прибыль на одного абонента или, по крайней мере, избежать ее падения. Аналитики, впрочем, не уверены в полном успехе данной услуги в России.

Технология i-mode предполагает, что абоненты смогут получить постоянный доступ к Интернету через специальный портал, содержащий ссылки на различный контент, как развлекательный, так и информационный (игры, прогнозы погоды, телефонные справочники, электронные магазины и прочее). Каждый абонент автоматически получает адрес электронной почты, с которого он может обмениваться сообщениями с другими устройствами i-mode, а также с обычными портативными и настольными компьютерами. 'I-mode по сути представляет из себя максимально адаптированный под нужды потребителей аналог WAP и GPRS, - сказала RBC daily аналитик ИГ 'АТОН' Елена Баженова. - Услуги WAP и GPRS не пользуются особой популярностью именно из-за сложности их настройки. В i-mode этот недостаток отсутствует'. В Японии, как сообщили представители компании DoCoMo, популярность i-mode весьма велика: количество абонентов составляет почти 42 млн человек. 'В Японии данная услуга развивается уже много лет, хотя я затрудняюсь сказать, что стало причиной такой популярности, - говорит Елена Баженова. - В Европе эта услуга гораздо менее развита. Ею пользуются несколько миллионов человек'. По данным компании DoCoMo, в Европе насчитывается около 3 млн абонентов i-mode. Видимо, все дело в любви японцев к различным тамагочи.

В России внедрение i-mode, как сообщил Василий Сидоров, начнется с двух ключевых рынков - Москвы и Санкт-Петербурга. Ожидается, что услуга на этих рынках появится в четвертом квартале 2005 года. 'Мы рассчитываем в первой фазе предложить i-mode высокодоходным абонентам, - сказал Василий Сидоров. - Но в то же время мы уже будем иметь в виду абонентов со средним доходом, предложить услугу которым мы планируем во второй фазе, когда она появится в городах-миллионниках'. Предполагается, что в городах-миллионниках услуга будет внедряться в 2006-2008 гг. Начиная с 2008 г. i-mode начнет появляться в других населенных пунктах и будет рассчитана уже на массового потребителя. Как сообщил RBC daily руководитель департамента внешних связей МТС Андрей Брагинский, под высокодоходными абонентами подразумеваются те клиенты, которые приносят МТС в месяц от 35 до 50 долл. В следующем году, пока услуга будет внедряться только в Москве и Санкт-Петербурге, продажи будут осуществляться через офисы МТС. В 2006 г. i-mode смогут продавать дилеры. Контракт с DoCoMo подразумевает, что МТС будет предоставлять услуги i-mode не только в России, но и на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. Кроме того, МТС имеет право в течение нескольких лет расширить действие контракта на другие страны СНГ. Исполнительный президент NTT DoCoMo Кей-ичи Эноки подтвердил в пятницу, что контракт является эксклюзивным и DoCoMo не намерена заключать подобных договоров с конкурирующими 'ВымпелКомом' и 'МегаФоном'.

Василий Сидоров не смог назвать ориентировочную стоимость услуги. Пока известно, что для ее подключения необходим специальный смартфон, стоимость которого будет находиться в пределах 150-300 долл. В настоящее время в России такие смартфоны не продают, но и услуги пока нет. Василий Сидоров полагает, что введение новой технологии позволит существенно повысить долю прибыли от предоставления дополнительных услуг в общей прибыли компании. В настоящее время доля дополнительных услуг в прибыли МТС составляет 10%. Впрочем, эксперты полагают, что если новая технология и увеличит прибыль компании, то очень незначительно - в первую очередь, из-за того что услуга вряд ли будет пользоваться массовым спросом. 'Скорее всего, рентабельность МТС расти не будет, - считает Елена Баженова. - А если будет, то очень незначительно. Дополнительные услуги приносят не очень много прибыли российским мобильным операторам'. По мнению Елены Баженовой, количество абонентов i-mode в России вряд ли превысит 2% от общего количества абонентов МТС. 'В Европе приблизительно такой процент пользуется i-mode, а Россия по потребительскому поведению ближе, конечно, к Европе, нежели к Японии', - считает она.

Впрочем, как сообщил RBC daily Андрей Брагинский, основной целью введения i-mode является удержание уровня ARPU (прибыли на одного абонента в месяц). В настоящее время ARPU МТС составляет 14 долларов. Это несколько выше, чем у конкурентов. Например, ARPU 'ВымпелКома', по данным аналитиков, составляет 10 долларов. 'В настоящее время наблюдается процесс падения ARPU, - сказал RBC daily аналитик Банка ЗЕНИТ Иван Карачинский. - Это связано со снижением тарифов и проникновением мобильной связи в массы. Сейчас единственной возможностью повысить ARPU или хотя бы избежать его снижения является внедрение новых услуг. Для МТС высокое значение ARPU является более важной задачей, чем удержание доли рынка. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что в последнее время МТС сдает свои позиции'. В любом случае, по мнению аналитиков, заключение данного соглашения является стратегически верным шагом МТС, поскольку создает базу для предоставления услуг третьего поколения.

Источник РБК ДЕЙЛИ