На минувшей неделе состоялось открытие железнодорожной ветки - совместного проекта ОАО 'ЛУКОЙЛ' и ОАО 'Российские железные дороги' (РЖД) - до терминала нефтяной компании в Высоцке (Ленинградская обл.). По словам президента 'ЛУКОЙЛа' Вагита Алекперова, строительство этой ветки позволит компании в следующем году увеличить перевалку нефти и нефтепродуктов через терминал почти в 1,5 раза - до 5 млн т. В компании надеются и на экономическую эффективность проекта: везти нефтеналивные грузы через собственный терминал в Высоцке намного дешевле, чем через терминалы в порту Санкт-Петербург. Более того, за счет развития инфраструктуры 'ЛУКОЙЛ' планирует уже к 2007 г. довести перевалку через терминал до 12 млн т. Однако аналитики считают, что особо торопиться компании все-таки не стоит - переваливать такие объемы через Высоцк 'ЛУКОЙЛ' сможет примерно к 2010 г. Раньше у него просто не будет такого количества свободных нефтепродуктов, так как нельзя забывать о поставках на внутренний рынок.

На ОАО 'ЛУКОЙЛ' на сегодняшний день приходится 1,5% запасов (второе место) и 2% добычи нефти (шестое место) в мире. В России на 'ЛУКОЙЛ' приходится 19% добычи и 19% переработки нефти. В 2003 г. добыча нефти компанией увеличилась на 2,1% и составила 81,5 млн т, в том числе на территории России - 78,6 млн т. Добыча газа составила 5,7 млрд кубометров - на 11% больше, чем в 2002 г. Ежегодный оборот компании составляет 22 млрд долл. 'ЛУКОЙЛ' работает более чем в 20 странах мира и в будущем планирует увеличить долю добычи и запасов за рубежом до 20% от общего объема добычи компании. В текущем году компания планирует добыть 86,6 млн т, в 2005 г. - более 90 млн т нефти.

На прошлой неделе состоялось открытие обходной ветки железной дороги до распределительно-перевалочного комплекса (РПК) 'ЛУКОЙЛ-II' в Высоцке - совместного проекта 'ЛУКОЙЛа' и РЖД. Соглашение между ООО 'РПК-Высоцк ЛУКОЙЛ-II' и ОАО 'РЖД' о развитии транспортной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе с целью увеличения объемов перевозок нефтеналивных грузов на терминал было подписано еще в феврале 2004 г. В соответствии с этим соглашением были построены соединительный путь длиной 1,5 км в обход города Выборга (Ленинградская обл.), а также электрифицирован весь участок пути до этой станции. В реализацию данного проекта ОАО 'ЛУКОЙЛ' инвестировало 300 млн руб.

Как заявил президент НК 'ЛУКОЙЛ' Вагит Алекперов, открытие новых железнодорожных путей позволит существенно увеличить перевалку нефти и нефтепродуктов через терминал. К настоящему времени через терминал в Высоцке, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в июне 2004 г., компания осуществила перевалку порядка 1 млн т нефтеналивных грузов. По словам Вагита Алекперова, с учетом ввода новой железнодорожной линии грузопоток РПК-Высоцк 'ЛУКОЙЛ-II' уже в 2005 г. будет расширен до 5 млн т нефти в год, что соответствует мощности первой очереди терминала. Как отметил RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев, в данных условиях увеличить перевалку через терминал до 5 млн т вполне реально.

Что касается экономической выгоды проекта, то Вагит Алекперов отметил, что хотя 'ЛУКОЙЛ' самостоятельно финансировал строительство ветки, льготами на транспортировку нефти и нефтепродуктов он не располагает, поскольку это не предусмотрено существующим законодательством (ОАО 'РЖД' не имеет права самостоятельно устанавливать тарифы). Однако, по словам Вагита Алекперова, терминал в любом случае позволит уменьшить затраты на транспортировку: перевалка 1 тонны нефтепродуктов через нефтяной терминал Санкт-Петербурга обходится компании в 20 долл., тогда как стоимость перевалки 1 тонны грузов через собственный терминал в Высоцке составит 6 долл. Президент компании отметил, что срок окупаемости проекта составит 7-8 лет.

Проектом остались довольны не только нефтяники. 'Строительство обходного железнодорожного пути - это еще один шаг 'ЛУКОЙЛа' в плане экологии', - сказал глава комитета Государственной думы по экологии Владимир Грачев. Реализация проекта позволила улучшить экологическую обстановку в Выборге, так как железнодорожные составы с нефтепродуктами и нефтью не будут проходить через город. Кроме того, по словам присутствовавших на открытии представителей власти, это много значит и для Ленинградской области. 'Мы получили хорошее партнерство, которое стимулирует рост экономики региона, улучшает безопасность движения, создает дополнительные рабочие места, приносит дополнительные средства в бюджет', - сказал губернатор Ленинградской области Александр Брахнов.

Что касается дальнейших перспектив РПК 'ЛУКОЙЛ-II', то, по словам Вагита Алекперова, мощность нефтетерминала к 2007 г. планируется увеличить до 12 млн т в год. По его словам, компания завершает работы, связанные с формированием фарватера в Финском заливе в районе порта Высоцк, что позволит подходить к терминалу танкерам мощностью до 100 тыс. т. Кроме того, Вагит Алекперов отметил, что в первом квартале 2005 г. будет введена в действие вторая нефтеналивная железнодорожная эстакада, а впоследствии (также в 2005 г.) начато строительство третьей. Президент компании пояснил, что за счет введения дополнительных эстакад и увеличения объема перевозок нефтеналивных грузов по железной дороге планируется увеличить мощности терминала в Высоцке до 1 млн т нефтепродуктов в месяц, тогда как сейчас через терминал переваливается 350 тыс. т нефтепродуктов в месяц.

По оценкам опрошенных RBC daily аналитиков, достичь таких объемов перевалки через РПК 'ЛУКОЙЛ-II' вполне возможно. 'Планы компании по увеличению грузопотока нефтеналивных грузов через открывшийся терминал, действительно, обоснованны, - сказал RBC daily аналитик ИБ 'ЦентрИнвест Груп' Константин Батунин. - И затраты достаточно быстро должны окупиться. 'ЛУКОЙЛ' - одна из немногих российских нефтяных компаний, которые не уповают на постоянно меняющееся и откладывающееся развитие экспортных мощностей 'Транснефти' и пытаются своими силами нарастить мощности для экспорта собственной нефти'. При этом, по словам аналитика, нужно учитывать, что 'ЛУКОЙЛ' постоянно развивает свою ресурсную базу и всегда заранее готовит запланированные объемы нефти под свои проекты. Однако, по мнению экспертов, особо торопиться компании все-таки не стоит. 'Заявленных объемов 'ЛУКОЙЛ' сможет достичь примерно к 2010 г., - отметил Дмитрий Царегородцев. - У компании просто не будет такого количества свободных нефтепродуктов - нельзя абстрагироваться от поставок на внутренний рынок'.

Источник http://www.rbcdaily.ru