Чиновники антимонопольного ведомства решили разобраться, отчего в конце минувшего лета резко выросли цены на жидкие углеводородные газы

В последнюю неделю уходящего года вновь решила напомнить о себе Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как сообщил на днях заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, чиновники антимонопольного ведомства решили разобраться с причинами значительного роста оптовых и розничных цен на сжиженные углеводородные газы, имевшего место в августе-сентябре 2004 г. Тогда после аварии на Оренбургском ГПЗ ряд газо- и нефтеперерабатывающих заводов синхронно подняли отпускные цены с 4 до 7-10 тыс. руб. за тонну сжиженного газа. Запросы относительно обоснованности такого повышения цен уже направлены крупнейшим производителям сжиженных углеводородов, в том числе 'Газпрому' и СИБУРу. Между тем сами производители сжиженного газа не считают себя виновными в росте цен, объясняя его отсутствием конкуренции на рынке, который с давних пор поделен на свободный и регулируемый сегменты. По их словам, низкая цена газа, поставляемого по балансовым заданиям, создает предпосылки для коррупции в регионах и ведет к сокращению поставок конечным потребителям. Впрочем, даже если правда окажется не на стороне производителей газа, маловероятно, что к ним будут применены жесткие санкции. Отраслевые эксперты предполагают, что государство, как основной владелец 'Газпрома', заступится за него, и разбирательства будут спущены на тормозах.

Сжиженные углеводородные газы используются как сырье для предприятий нефтехимической промышленности (на эти цели уходит 50-52% газа), в бытовых целях, на транспорте и в промышленности (28-30%). 18-20% газа идет на экспорт. В августе 2004 г. из-за аварии на Оренбургском ГПЗ в России возник дефицит сжиженных углеводородных газов в размере около 20 тыс. т, что составляет не более 5% их месячного потребления. Тем не менее с 1 сентября ряд газо- и нефтеперерабатывающих заводов подняли отпускные цены с 4 до 7-10 тыс. руб. за тонну сжиженного газа. В результате внутренние цены почти сравнялись с экспортными. Выяснить обоснованность повышения цен взялось тогда управление ФАС по Нижегородской области. Сообщалось, что, помимо завышенных цен, претензии к производителям газа касались еще и схем его поставок розничным продавцам. В частности, оптовики якобы увязывали дальнейшие поставки с участием продавцов во франчайзинговых и джобберских программах, что, по мнению чиновников антимонопольного ведомства, могло привести к полной монополизации региональных рынков и диктату цен. Через некоторое время расследование было передано непосредственно Федеральной антимонопольной службе.

Как стало известно, на днях ФАС приступила к анализу рынка сжиженного газа по существу. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что ведомство уже направило запросы крупнейшим производителям сжиженных углеводородных газов, в том числе 'Газпрому' и СИБУРу. Ожидается, что результаты расследования будут обнародованы в январе 2005 г. Получить комментарий в 'Газпроме' накануне выхода статьи не удалось, а начальник пресс-службы СИБУРа Геннадий Федотов затруднился подтвердить или опровергнуть информацию, поступал ли в компанию запрос антимонопольной службы. Однако представитель компании дал понять, что ФАС ищет решение проблемы там, где его нет. 'Наша компания выступает за либерализацию этого рынка. В настоящее время газ продается в двух сегментах - рыночном и регулируемом. Расширение рыночного сектора привело бы к росту конкуренции и более справедливому формированию цен на газ', - сказал он RBC daily.

Как отмечают менеджеры компаний-производителей сжиженных газов, разделение рынка на регулируемый и конкурентный сегменты создало предпосылки для коррупции чиновников. 'Это один из самых закрытых и коррумпированных рынков, - сказал RBC daily один из них. - Разделение на рыночный и регулируемый сегменты создает предпосылки для вмешательства региональных структур, которые заинтересованы в расширении регулируемого сегмента. Ведь отпускная стоимость газа с завода-производителя, устанавливаемая государством, сейчас составляет 1600 руб. за тонну, в то время как на открытом рынке она достигает 8 тыс. руб. за тонну. Производители отдают сжиженный газ ГУП 'СГ-Транс', куда и кому он поставляется дальше - непонятно. Естественно, у местных чиновников возникает соблазн получить газ по заниженной цене, которая даже ниже себестоимости, и перепродать его втридорога. Кроме того, такие компании, как 'Башнефть', всеми возможными способами пытаются уклониться от выполнения балансовых заданий. В результате приходится отдуваться двум-трем компаниям, включая СИБУР и 'Газпром'. Когда же они пытаются увеличить объемы сбыта на открытом рынке, то встречают сопротивление местных структур, которые этот рынок уже поделили между собой'. По мнению собеседника RBC daily, заинтересованность ФАС в этом рынке - результат давления на чиновников ведомства со стороны элит на местах.

Впрочем, даже если в конечном счете окажется, что причиной повышения цен были не балансовые задания, а сговор компаний, и обеспокоенность ФАС была обоснованной, компаниям-нарушителям вряд ли стоит бояться последствий. 'У антимонопольных органов будет не много шансов доказать факт нарушения 'Газпромом' и некоторыми другими компаниями антимонопольного законодательства в случае, если по итогам проверок ФАС обнаружит соответствующие факты, - сказал RBC daily аналитик ИК 'Проспект' Дмитрий Мангилев. - Это связано с тем, что развитие производства сжиженных газов определено 'Газпромом' как одно из самых перспективных. Компания собирается поставлять газ за рубеж. Государство, как владелец компании, заинтересовано в том, чтобы в этой нише развивался именно 'Газпром', поэтому в его распоряжении есть реальные инструменты, в том числе и для оказания давления на антимонопольные органы'. По мнению аналитика, если дойдет до открытых разбирательств, 'Газпром' и СИБУР вряд ли пострадают. 'Возможно, им предъявят формальные претензии, а потом все будет спущено на тормозах', - полагает он.