Вопрос о том, кто будет распоряжаться лесными ресурсами России, стал главным вопросом готовящейся реформы лесного хозяйства, пишет сегодня газета "Русский курьер". Первоначально предполагалось, что управление лесами будет централизованным: создадут некий Главлес, ведающий лесным фондом всей страны. Тем более что для водного хозяйства именно такую модель управления и выбрали. Но губернаторы выпускать из-под контроля золотоносную лесную жилу наотрез отказались. Поэтому проект нового Лесного кодекса, который 2 февраля представило Министерство экономического развития и торговли, содержит компромиссное решение.

Согласно новому варианту проекта, правительство будет обладать огромными полномочиями, будет некий правительственный орган по управлению лесами, которые, в основном, останутся в федеральной собственности. Но распоряжаться этими федеральными лесами будут все-таки региональные власти. Именно субъекты Федерации будут сдавать участки леса в аренду предпринимателям.

Конечно, если правительственные органы обнаружат, что в каком-то регионе нарушается лесное законодательство, полномочия такого региона-нарушителя в области управления лесами могут быть прекращены. Но на практике ввести такое "прямое президентское правление" в лесном хозяйстве будет, скорее всего, не так уж легко, считает издание.

Главной формой лесопользования должна стать аренда. Предполагается, что преобладать будут длительные арендные договоры на срок от 5 до 99 лет (в прежней редакции кодекса предельным был 49-летний срок, однако, как правило, договоры заключались краткосрочные - на несколько лет). Очень остро стоял вопрос, как распределять лесные участки между потенциальными арендаторами. В МЭРТ считали, что единственная справедливая форма распределения - аукцион. В Министерстве природных ресурсов (МПР) настаивали на более комфортных для лесопромышленников процедурах. Победила точка зрения ведомства Г.Грефа. В результате в МПР корреспонденту заявили, что министерство сняло с себя ответственность за последнюю редакцию кодекса.

Аукционы действительно выгодны только крупным компаниям. Но, по мнению авторов кодекса, лишь крупная компания может десятки лет не только рубить лес, но и заниматься его восстановлением. Кстати, одновременно рубить и сажать лес можно только на большом участке, а он по карману лишь крупным промышленникам.

По идее, в России должны появиться и частные леса. Правда, в частную собственность земли лесного фонда могут быть проданы только в одном случае: если претендент на выкуп участка предыдущие 15 лет его арендовал, и при этом последние 5 лет не имел взысканий от контролирующих органов.

Естественно, возникает вопрос о "коррупциогенности" нового Лесного кодекса, поскольку огромные полномочия, которыми он наделяет органы лесного надзора, явно провоцируют коррупцию. Крупная фирма может заплатить на аукционе большие деньги, чтобы взять в аренду участок лесного фонда лет на 50. А инспектор найдет у нее какие-нибудь нарушения и использование этого участка "заморозит". Понятно, дешевле дать взятку инспектору, чем делать дополнительные лесопосадки, заключает "Русский курьер". Сообщает РБК.