На прошлой неделе в торговом центре 'На Страстном' прекратил работу супермаркет 'Книжная страна'. Он входил в сеть 'Новый книжный', принадлежащую издательству 'Эксмо', и считался одним из самых крупных ее магазинов. В центре 'На Страстном' супермаркет проработал около года. По официальной версии 'Книжную страну' пришлось закрыть из-за чересчур высокой арендной платы и проблем с размещением рекламы магазина на фасаде торгового центра. Теперь в сети 'Новый книжный' остался только один крупный магазин - на Сухаревской площади, а предполагаемое открытие супермаркета возле Курского вокзала под вопросом. По словам руководства компании, осуществляющей управление магазинами, в ближайшее время они планируют открывать только небольшие книжные - до 500 кв. м. Неудачи с работой в 'большом формате' вызваны тем, что изначально сеть 'Новый книжный' состояла из более простых в управлении маленьких магазинов. Но применить ту же тактику к супермаркету не удалось.

На сегодняшний день объем книжного рынка России оценивается экспертами в 1,5 млрд долларов, а его ежегодный прирост составляет не менее 10-15%. При этом книготорговля начала расти совсем недавно и недостаточно развита. Еще пять лет назад количество современных книжных магазинов было невелико: в 1998 г. в стране их работало всего порядка тысячи. Сейчас ситуация меняется, и, по подсчетам специалистов, сейчас количество книжных перевалило за 2,5 тысячи. Изрядную долю на этом рынке занимают известные торговые организации, такие как МДК (ГУП 'Московский дом книги'), 'Топ-книга', 'Мастер-книга', 'Академкнига'. В десятку лидеров также входят магазины, организованные отечественными издательствами: 'Эксмо', 'АСТ', 'ОГИ'. Ранее в нее входило издательство 'Росмэн', однако несколько месяцев назад оно передало свои магазины 'Читай-город' в управление 'Топ-книге'. В сеть 'Новый книжный', принадлежащую 'Эксмо', до последнего времени входило 27 магазинов в Москве, причем 25 из них занимали площадь не более 500 кв. м. Еще два - супермаркеты на Сухаревской площади и на Страстном бульваре - имели площадь свыше 1 тыс. кв. м.

Как рассказал RBC daily генеральный директор компании 'Грамота' (она управляет сетью 'Новый книжный') Михаил Иванцов, основными причинами для закрытия 'Книжной страны' якобы стали неоправданно высокая арендная плата и конфликт с девелоперами по поводу размещения рекламы. 'Во-первых, в этом торговом центре высокая арендная плата, неадекватная для него, - сказал RBC daily г-н Иванцов. - Во-вторых, у нас возникли проблемы с рекламой магазина. Арендодатели считали, что фасад здания под рекламу отдавать нельзя. А без нее привлечь людей в книжный магазин затруднительно'. Высказывание Михаила Иванцова отчасти подтвердили эксперты в области недвижимости, которые считают, что платить высокие арендные ставки книжные магазины не могут. 'Дело в том, что в некоторых сетях разницу арендных ставок распределяют по всем своим магазинам', - сказала RBC daily директор департамента коммерческой недвижимости компании Paul`s Yard Елена Флоринская. В то же время, по мнению собеседницы RBC daily, формат 'Нового книжного' на Страстном покупателям был вполне понятен. 'Книжные супермаркеты нам знакомы еще с советских времен, - прокомментировала она RBC daily. - К тому же в них редко покупают только одну книгу, кроме того, туда приходят, чтобы приобрести что-то в подарок'. Поэтому неудачная работа книжного в торговом центре 'На Страстном' несколько удивляет.

По словам Михаила Иванцова, 'Грамоте' удалось сделать 'неплохой магазин, но с очень ограниченными возможностями'. 'Средняя посещаемость 'Книжной страны' составляла 1-1,5 тысячи человек в день, - сказал он RBC daily. - Это вдвое меньше того, на что мы рассчитывали'. В то же время ежедневная посещаемость соседствующего с 'Книжной страной' магазина 'Москва' в несколько раз выше. 'В день к нам приходит 7-10 тысяч человек зимой и до 7 тысяч летом, - сказала RBC daily PR-менеджер магазина 'Москва' Татьяна Чупрова. - Но у нас есть ряд преимуществ: о 'Москве' все знают, тогда как о 'Книжной стране' могла узнать весьма узкая прослойка потенциальных покупателей, которые заходили в торговый центр. Причем это еще не гарантировало, что они действительно что-то купят там'.

Судя по всему, закрытие крупного книжного супермаркета, принадлежащего издательству 'Эксмо', во многом обусловлено именно неэффективным управлением. Ведь из 27 магазинов сети 'Новый книжный' только у двух площадь свыше 1 тыс. кв. м, остальные же занимают не более 500 кв. м. Видимо, привыкнув контролировать работу небольших, довольно дешевых в управлении магазинов, 'Грамота' решила перенести этот опыт и на свои супермаркеты. Однако подобная политика в торговом центре, где 'Книжная страна' соседствовала с магазинами, торгующими швейцарскими часами и элитными украшениями, успехом не увенчалась. Нужна была активная 'раскрутка', рекламная кампания и прочие шаги, способные привлечь в супермаркет необходимое число покупателей. Неудивительно, что 'Эксмо', потерпев фиаско, решила в итоге вернуться к привычному для себя формату. Михаил Иванцов в разговоре с RBC daily подчеркнул, что компания находится в процессе переговоров и намерена и в дальнейшем открывать магазины. Однако он отметил при этом, что новые магазины будут уже не такие большие, как на Страстном, - площадью всего до 500 кв. м. Между тем, по мнению экспертов, рынок развивается сейчас как раз в противоположном направлении. 'Как правило, чаще всего открываются магазины площадью 1-1,5 тыс. кв. м, - утверждает Елена Флоринская. - По крайней мере, это характерно для сегодняшних лидеров рынка'.  Сообщает РБК.