Очередной скандал, в котором оказались замешаны ижевские коммунальщики, разразился на прошлой неделе. Компетентные органы в лице территориального управления Министерства по антимонопольной политике (МАП) по УР  припомнили ГЖУ отсутствие горячей воды летом прошлого года и потребовали вернуть гражданам 'незаконно собранные' деньги. И хотя со стороны   разборка очень напоминала провокацию времен прошлогодней  избирательной кампании, мы решили разобраться - в чем дело.  

 

Камень преткновения

Как сообщили местные СМИ, в 2003 году в Удмуртское территориальное управление МАП  поступали жалобы жителей  Ижевска, 'связанные с длительным отсутствием горячего водоснабжения, необоснованным взиманием платы за услуги горячего водоснабжения даже в том случае, когда данная услуга не оказывалась'.

Речь идет о  периоде  со 2-го  по 11-е июня 2003 года, когда  была отключена горячая вода  в 1545 жилых домах города  в связи с задолженностью Управляющей компании перед ОАО "Удмуртэнерго".

Несмотря на это,  потребителям   начислялась плата в размере 5,97 руб. с человека. В целом, по муниципальному жилому фонду  было начислено 3,6 млн рублей, с учетом льгот и субсидий - 2,3 млн (письмо ГЖУ  от 18.11.2003г.).

Плата с граждан взималась на основании приказа Горжилуправления, который предусматривает в случае отсутствия услуги по горячему водоснабжению производить перерасчет,  после которого гражданам возвращается лишь 72,75% уплаченной потребителями суммы, 27,25%  удерживается "как абонентская плата за услуги горячего водоснабжения".

По мнению территориального управления МАП, действия ГЖУ по взиманию платы за непредоставленную услугу являлись неправомерными, ущемляющими интересы жителей города.

В связи с тем, что  Управляющая компания в ЖКХ и администрация города  не принимали меры по устранению выявленных нарушений, территориальное управление МАП подало иск в защиту неопределенного круга потребителей в Индустриальный суд города Ижевска.

 

Суд да дело

В ходе судебного разбирательства, происходившего 9 февраля этого года, иск был  удовлетворен в полном объеме: действия ГЖУ по взиманию платы за непредоставленные услуги по горячему водоснабжению признаны судом незаконными, ущемляющими права и законные интересы неопределенного круга потребителей.

По решению суда Горжилуправление обязано через средства массовой информации и в течение трехмесячного срока на обратной стороне расчетных квитанций довести до сведения потребителей решение суда. И если ГЖУ не опротестует это решение в высшей судебной инстанции, то граждане, чьи интересы пострадали, могут потребовать возврата необоснованно удержанных сумм. Напомним, речь идет о средствах за 10 дней 2003 года.

 

ГЖУ в белом
Заявления МАП  'Дню' прокомментировали в пресс-службе  ГЖУ. Оказалось, что, во-первых, на момент написания статьи Управляющая компания  не располагала текстом вынесенного решения суда (согласно нормам действующего законодательства, решение должно быть доставлено в течение трех дней). Затем 10 дней дается на обращение в кассационную инстанцию - Верховный суд УР. И, скорее всего, ГЖУ воспользуется возможностью оспорить решение районного суда, поскольку никакой вины за собой не признает.

Сама возможность появления данного иска объясняется не нарушением действующего законодательства, а перерасчетом, осуществленным в условиях отсутствия регламентирующих актов. То есть на момент отключения, осуществленного 'Удмуртэнерго', порядок перерасчетов не был зафиксирован соответствующим постановлением представительного органа власти. За эту закорючку и зацепился МАП.

Кстати, ни величина тарифа, ни его структура в суде не оспаривались.

В 2003 году перерасчет при отсутствии горячего водоснабжения производился в соответствии с постановлениями Правительства РФ  и вице-мэра Ижевска, в которых была утверждена структура тарифа на тепловую энергию для потребителей, подключенных к муниципальным теплотехническим системам на 2003 год.

Тариф имеет две составляющие: стоимость тепловой энергии, необходимой на подогрев воды (что составляет 226,67 руб./Гкал без НДС, или 72,75%) и затраты на текущее содержание и ремонт (включая капитальный) теплоэнергетического оборудования и сетей, находящихся в муниципальной собственности, что составляет 84,89 руб./Гкал без НДС, или 27,25%. Понятно, что затраты на содержание и ремонт оборудования и сетей, включенные в состав тарифа, не могут считаться 'абонентской платой'. И появление этого словосочетания в информационных сообщениях в ГЖУ объясняют единственно полемическим задором журналистов.

Однако уже сейчас ясно, что ставшую камнем преткновения 27-процентную составляющую тарифа ГЖУ на вполне законном основании возвращать не будет,  поскольку 'даже при отсутствии потребления теплоэнергии проводятся плановые и аварийные ремонтные работы, обеспечивающие надежное функционирование муниципального теплоэнергетического оборудования'.