Очередной скандал, в котором оказались замешаны ижевские коммунальщики, разразился на прошлой неделе. Компетентные органы в лице территориального управления Министерства по антимонопольной политике (МАП) по УР припомнили ГЖУ отсутствие горячей воды летом прошлого года и потребовали вернуть гражданам 'незаконно собранные' деньги. И хотя со стороны разборка очень напоминала провокацию времен прошлогодней избирательной кампании, мы решили разобраться - в чем дело.
Камень преткновения
Как сообщили местные СМИ, в 2003 году в Удмуртское территориальное управление МАП поступали жалобы жителей Ижевска, 'связанные с длительным отсутствием горячего водоснабжения, необоснованным взиманием платы за услуги горячего водоснабжения даже в том случае, когда данная услуга не оказывалась'.
Речь идет о периоде со 2-го по 11-е июня 2003 года, когда была отключена горячая вода в 1545 жилых домах города в связи с задолженностью Управляющей компании перед ОАО "Удмуртэнерго".
Несмотря на это, потребителям начислялась плата в размере 5,97 руб. с человека. В целом, по муниципальному жилому фонду было начислено 3,6 млн рублей, с учетом льгот и субсидий - 2,3 млн (письмо ГЖУ от 18.11.2003г.).
Плата с граждан взималась на основании приказа Горжилуправления, который предусматривает в случае отсутствия услуги по горячему водоснабжению производить перерасчет, после которого гражданам возвращается лишь 72,75% уплаченной потребителями суммы, 27,25% удерживается "как абонентская плата за услуги горячего водоснабжения".
По мнению территориального управления МАП, действия ГЖУ по взиманию платы за непредоставленную услугу являлись неправомерными, ущемляющими интересы жителей города.
В связи с тем, что Управляющая компания в ЖКХ и администрация города не принимали меры по устранению выявленных нарушений, территориальное управление МАП подало иск в защиту неопределенного круга потребителей в Индустриальный суд города Ижевска.
Суд да дело
В ходе судебного разбирательства, происходившего 9 февраля этого года, иск был удовлетворен в полном объеме: действия ГЖУ по взиманию платы за непредоставленные услуги по горячему водоснабжению признаны судом незаконными, ущемляющими права и законные интересы неопределенного круга потребителей.
По решению суда Горжилуправление обязано через средства массовой информации и в течение трехмесячного срока на обратной стороне расчетных квитанций довести до сведения потребителей решение суда. И если ГЖУ не опротестует это решение в высшей судебной инстанции, то граждане, чьи интересы пострадали, могут потребовать возврата необоснованно удержанных сумм. Напомним, речь идет о средствах за 10 дней 2003 года.
ГЖУ в белом
Заявления МАП 'Дню' прокомментировали в пресс-службе ГЖУ. Оказалось, что, во-первых, на момент написания статьи Управляющая компания не располагала текстом вынесенного решения суда (согласно нормам действующего законодательства, решение должно быть доставлено в течение трех дней). Затем 10 дней дается на обращение в кассационную инстанцию - Верховный суд УР. И, скорее всего, ГЖУ воспользуется возможностью оспорить решение районного суда, поскольку никакой вины за собой не признает.
Сама возможность появления данного иска объясняется не нарушением действующего законодательства, а перерасчетом, осуществленным в условиях отсутствия регламентирующих актов. То есть на момент отключения, осуществленного 'Удмуртэнерго', порядок перерасчетов не был зафиксирован соответствующим постановлением представительного органа власти. За эту закорючку и зацепился МАП.
Кстати, ни величина тарифа, ни его структура в суде не оспаривались.
В 2003 году перерасчет при отсутствии горячего водоснабжения производился в соответствии с постановлениями Правительства РФ и вице-мэра Ижевска, в которых была утверждена структура тарифа на тепловую энергию для потребителей, подключенных к муниципальным теплотехническим системам на 2003 год.
Тариф имеет две составляющие: стоимость тепловой энергии, необходимой на подогрев воды (что составляет 226,67 руб./Гкал без НДС, или 72,75%) и затраты на текущее содержание и ремонт (включая капитальный) теплоэнергетического оборудования и сетей, находящихся в муниципальной собственности, что составляет 84,89 руб./Гкал без НДС, или 27,25%. Понятно, что затраты на содержание и ремонт оборудования и сетей, включенные в состав тарифа, не могут считаться 'абонентской платой'. И появление этого словосочетания в информационных сообщениях в ГЖУ объясняют единственно полемическим задором журналистов.
Однако уже сейчас ясно, что ставшую камнем преткновения 27-процентную составляющую тарифа ГЖУ на вполне законном основании возвращать не будет, поскольку 'даже при отсутствии потребления теплоэнергии проводятся плановые и аварийные ремонтные работы, обеспечивающие надежное функционирование муниципального теплоэнергетического оборудования'.