Авиакомпания 'Аэрофлот', похоже, начала претворять в жизнь свои амбициозные планы региональной экспансии. По информации RBC daily, перевозчик ведет переговоры с менеджментом авиакомпании 'Самара' о покупке принадлежащего ему пакета акций, а также лоббирует вопрос о включении госпакета самарского перевозчика в дополнительный список предприятий, подлежащих приватизации. Правда, представители 'Аэрофлота' пока эту информацию опровергают. Однако эксперты не исключают возможности такой сделки, памятуя о планах 'Аэрофлота' активно продвигаться на региональные рынки. Покупка 'Самары' обойдется 'Аэрофлоту' дешевле, чем приобретение ближнемагистральных самолетов 'в розницу'. Впрочем, существует и еще одна версия интереса 'Аэрофлота' к самарскому перевозчику - базовый аэропорт 'Самары' 'Курумоч'. Гендиректор 'Аэрофлота' Валерий Окулов называл Самару в числе 'претендентов' на создание узлового центра в Приволжском округе. Сейчас контрольный пакет акций аэропорта 'Курумоч' (как, впрочем, и 'Самары') находится в руках государства. Возможно, полагают эксперты, 'Аэрофлот' планирует облегчить себе переговоры о покупке аэропорта после покупки акций 'основного' перевозчика. В этом году 'Аэрофлот' начинает реализацию своей стратегии развития внутрироссийских перевозок до 2010 г., в результате которой флагман российской авиации собирается вернуть себе пальму первенства на внутреннем рынке (сейчас по перевозкам внутри страны 'Аэрофлот' опережает авиакомпания 'Сибирь') и довести долю присутствия в этом сегменте до 30-40% (сейчас она составляет около 9%). Для того чтобы реализовать данную стратегию, 'Аэрофлоту' не хватает двух главных вещей: региональных самолетов и 'опорных' аэропортов (хабов), через которые он мог бы перераспределять свои пассажиропотоки. Не успели представители авиакомпании (около месяца назад) официально объявить о своих планах освоения российских регионов, как появилась первая информация об их конкретных шагах. Как рассказал RBC daily источник в авиационных кругах, 'Аэрофлот' ведет переговоры с менеджментом авиакомпании 'Самара' о покупке принадлежащих ему акций. 'Самара', крупнейшая авиакомпания Поволжского региона, в 2003 г. перевезла более 450000 человек. Эксплуатирует 29 самолетов, в том числе восемь Ту-154M. Государству принадлежит 46,5% акций, ООО 'Полет' (аффилированной с инвестиционной компанией 'Газинвест'), - 13,91%, компании 'РАСИП-Партнер' (подконтрольной гендиректору компании) принадлежит блокпакет - 25,09% акций. Как рассказал RBC daily представитель 'Самары', 'Аэрофлот' рассматривает прежде всего возможность покупки госпакета акций перевозчика. 'Компания лоббирует сейчас включение этого пакета в дополнительный план приватизации на этот год', - говорит он. Как пояснил RBC daily источник в Минимуществе, 'акции 'Самары' должны уйти до 2006 г., сейчас рассматривается вопрос о включении их в дополнительный список приватизации на этот, но пока вопрос не решен окончательно'. Кроме того, поясняет представитель 'Самары', менеджмент готов продать около 20% своих акций 'Аэрофлоту', чтобы последний мог консолидировать пакет после приватизации самарского перевозчика. Как полагают эксперты, покупка 'Самары' могла бы стать для 'Аэрофлота' неплохим способом относительно дешевого обновления парка. По мнению аналитика ИК 'Проспект' Алексея Зайцева, стоимость контрольного пакета 'Самары' оценивается в 10 млн, что гораздо дешевле для 'Аэрофлота', чем покупка 29 самолетов 'в розницу'. Кроме того, покупка самарского перевозчика позволит 'Аэрофлоту' повысить частоту полетов на этом направлении и увеличить эффективность, считают эксперты. На данный момент 'Аэрофлот' выполняет два ежедневных рейса в Самару (утренний и вечерний) на самолетах Ту-134 с двухклассной (бизнес и экономический) компоновкой салона. Скорее всего, считают эксперты, в летнем расписании авиакомпании частота рейсов в Самару увеличится. Однако существует и еще одна версия интереса 'Аэрофлота' к приволжской авиакомпании. Как стало известно RBC daily,'Аэрофлот' параллельно ведет переговоры о покупке акций базового аэропорта 'Самары' - ОАО 'Международный аэропорт 'Курумоч'. Так, на одной из пресс-конференций генеральный директор 'Аэрофлота' Валерий Окулов заявил: 'Мы рассматриваем возможность организации перевалочных центров в нескольких крупных городах, таких как Новосибирск, Хабаровск, Самара, Ростов, Краснодар и Санкт-Петербург'. Как пояснил RBC daily представитель аэропорта 'Курумоч', 'в силу своего географического положения и довольно развитой для региона инфраструктуры наш аэропорт идеально подходит для создания на его базе узлового центра'. На данный момент контрольный пакет акций аэропорта принадлежит государству, однако среди его акционеров, по словам представителя аэропорта 'Курумоч', 'много людей, имеющих также акции 'Самары''. Вероятно, считают эксперты, что к вопросу освоения региональных рынков главный российский перевозчик решил подходить 'комплексно'. Связка проста: в случае покупки 'Самары' 'Аэрофлоту' будет легче договориться о контроле над аэропортом и наоборот. Правда, сами представители 'Аэрофлота', подчеркивая свой интерес к 'Самаре', опровергают сведения о возможной покупке акций авиакомпании или аэропорта. 'Никаких решений ни по покупке региональной авиакомпании, ни по аэропорту нет, - сказал RBC daily представитель 'Аэрофлота'. - Да и в своей региональной политике 'Аэрофлот' придерживается иных механизмов и схем, нежели поглощение-покупка. Это соглашение о код-шеринге, как в Архангельске, о рейсе совместной эксплуатации. Или это создание дочерней компании, как в Ростове 'Аэрофлот - Дон', что кардинально изменило ситуацию с региональным перевозчиком в Южном федеральном округе. Был полный банкрот. Сейчас - успешно развивающаяся авиакомпания. Еще одна возможная схема - франчайзинг, с сохранением самостоятельности регионального перевозчика'. Однако эксперты полагают, что более точная информация о намерениях 'Аэрофлота' появится уже в ближайшее время, на его фоне агрессивной региональной экспансии заметно активизировались и крупнейшие региональные перевозчики, такие как 'Сибирь' и 'КрасЭйр'. Вопрос о том, кто первым создаст перевалочный узел в том или ином регионе, чрезвычайно важен. К примеру, интерес к аэропорту 'Курумоч' также проявляет 'КрасЭйр' - авиакомпания, которая первой среди российских перевозчиков искусственно (то есть ценой специальных усилий, а не естественным образом, как это случилось, к примеру, с Москвой) создала хаб на базе своего аэропорта в Красноярске. Сообщает www.rbcdaily.ru