Компания Renault подготовила российским автолюбителям 'весенний подарок'. С апреля в РФ начинаются продажи модели Megane II с кузовом седан по цене в базовой комплектации 11900 евро. Это цена значительно более низкая, нежели установленная на Megane II хэтчбек, вот уже почти год как продающийся в России (от 14600 евро). СМИ, специализирующиеся на автомобильной тематике, уже оценили этот факт как начало 'ценовой войны' между иностранными производителями, действующими на нашем рынке. Заявленная цена на изделие французской фирмы почти соответствует цене на Ford Focus, собираемый на заводе во Всеволожске (точнее, стоимость 'американской' машины в модификации Ambiente начинается с 10620 евро, но таких дешевых машин в России производится мало, основной товар - это Comfort от 11800 евро). К тому же не так давно СП 'GM-АвтоВАЗ' заявило о том, что с конца этого года начнет производить Opel Astra T-3000 (под маркой Chevrolet-Viva) примерно в той же ценовой нише. С 9 марта в Ижевске начали собирать KIA Spectra, стоимость этой модели при массовом выпуске, как сообщается, может составить порядка 14 тыс. долл. Если учитывать другие производства, объемы выпуска которых растут (KIA на 'Автоторе', Hyundai в Таганроге), если учитывать тот факт, что прогресс Toyota на российском рынке в основном был обеспечен дешевыми моделями типа Corolla (цена которых в России начинается от 14900 долл.), то действительно можно утверждать, что за ценовой сегмент рынка до 15 тыс. долл. (или до 12 тыс. евро) развернулась если не война, то серьезная конкуренция. Собственно, конкуренция за дешевый сегмент идет не только в России. На недавнем Женевском автосалоне операционный гендиректор Ford Motor Ник Шил говорил о том, что 'покупатели как никогда требуют более низких цен, и не только в азиатских странах, но и везде'. Поэтому производители вынуждены сокращать расходы по всем направлениям, лишь бы удовлетворить этим требованиям. Конечно, понятия 'дешевый' в России и на рынках западных стран существенно различаются. У нас массовый спрос (сотни тысяч машин в год) - это машины до 8 тыс. долл. На Западе - до 20 тыс. евро. Однако спрос на автомобили вполне 'европейского' или 'американского' ценового уровня в РФ хотя все еще сравнительно невелик, но растет опережающими темпами. Renault относится к умеренным энтузиастам завоевания нашего авторынка. Хотя СП с правительством Москвы ('Автофрамос') было основано еще в 1997 г., реальные объемы 'французского' производства на мощностях бывшего АЗЛК за прошедшие годы были незначительны. Французы предпочитали завозить в Россию машины, особенно собранные на предприятии Renault в Турции, где производство, естественно, дешевле. Правда, с будущего года руководство СП 'Автофрамос' обещает поставить на московский конвейер модель X-90, выпуск которой должен стать действительно массовым - до 60, а возможно до 100 тыс. в год. Но эту модель (которая одновременно должна начать выпускаться, помимо России, еще в Румынии и Марокко) еще 'вживую' никто не видел. И даже цена на нее не определена: вначале руководство Renault говорило о 'народном автомобиле' за 5 тыс. евро (это еще при паритете евро с долларом), сейчас, неопределенно, о 7-10 тыс. евро. Похоже, возможности развивающихся авторынков еще не определены до конца, и диверсификация существующего модельного ряда машин, продаваемых на этих рынках, поможет эти возможности изучить. Megane II с кузовом седан (Sport Saloon) производится в Турции, в отличие от хэтчбека, выпускаемого в самой Франции и других европейских странах. В прошлом году в свой завод в турецком городе Бурсе французы вложили дополнительно 200 млн евро именно с целью поставить на конвейер эту более дешевую по сравнению с другими модификацию. Megane II хэтчбек в Европе продается по цене от 16500 евро, а чаще еще дороже, тем более что французы усиленно эксплуатируют ее внешнее сходство с моделью бизнес-класса Vel Satis и титул 'Модель 2003 года' по версии европейских автожурналистов. Не удивительно, что сравнительно дешевый франко-турецкий седан первым делом поехал в Россию и другие восточноевропейские страны (хотя и на Запад поедет тоже). Правда, как сообщила РБК пресс-атташе ОАО 'Автофрамос' Наталья Мишенина, в РФ будет теперь поставляться еще и Megane II универсал испанской сборки (Tourer). Однако цена 11900 евро на эту модель распространяться не будет. Комментируя высказывания некоторых аналитиков рынка, посчитавших поставку на рынок сравнительно недорогих моделей 'ответом французов американцам', г-жа Мишенина ответила: 'На наш взгляд, Megane II не является конкурентом Ford Focus и вообще Renault проводит в России самостоятельную маркетинговую политику, не ориентирующуюся на деятельность других компаний'. Тем не менее отметим, что рост производства Focus (16 тыс. в прошлом году) и высокие ориентиры на будущее (завод во Всеволожске должен производить 60 тыс., а возможно и более, машин в год) сам по себе не может не беспокоить других автопроизводителей. Кроме, пожалуй, чисто отечественных производителей, которые, даже судя по их относительным новинкам, ориентируются на тот ценовой сегмент, который иностранцам неинтересен. Впрочем, с ростом среднего класса и параллельным бумом потребительского кредитования иностранцы рассчитывают на то, что в ценовой нише от 10 до 15 тыс. долл. в России будет в скором времени продаваться до 400 тыс. машин в год. Хотя, как сказал РБК партнер PriceWaterhouseCoopers Стенли Рут, это все-таки 'не настолько большой рынок, чтобы на нем сосуществовало много компаний, однако настолько интересный, чтобы уже сейчас эти компании попробовали определить, кто из них останется на этом рынке в будущем'. Сообщает www.rbcdaily.ru