НГ, 12.04.04 г.

 

Похоже, что борьба за возможность контролировать исполнение оборонного бюджета и внебюджетные доходы военного ведомства становится главной темой для ведущих политических игроков сегодняшней России. По крайне мере в минувшую пятницу состоялись два события, которые имеют непосредственное отношение к данной проблеме. Во-первых, были произведены важные кадровые назначения в оборонных службах и агентствах. Во-вторых, проверка Минобороны со стороны Счетной палаты (СП) в очередной раз выявила серьезные нарушения в использовании финансовых средств этим ведомством. Цена этих событий - многие миллиарды долларов, которые после подписания президентом РФ Владимиром Путиным знаменитого указа о реформировании органов исполнительной власти будет курировать глава военного ведомства Сергей Иванов.

 

В распространенном по итогам коллегии СП сообщении говорится о том, что 'на фоне сокращения численности Вооруженных сил РФ количество земельных участков и недвижимого имущества, находящегося в ведении Минобороны, не уменьшается, а ежегодные расходы на содержание казарменно-жилищного фонда существенно превышают расходы на содержание военных объектов и составляют более 25 млрд. рублей'. СП делает неутешительный вывод о том, что масштабы высвобождения из ведения Минобороны военного имущества не соответствуют темпам реформирования Вооруженных сил, а в вопросах сдачи в аренду некоторых сооружений, находящихся в ведении ВС РФ, имеют место явные попустительство и халатность. Например, на коллегии отмечалось, что в результате несвоевременного заключения дополнительных соглашений к ранее подписанным договорам аренды зданий, находящихся в оперативном управлении ЦСКА, убытки государства составили 239,6 млн. рублей.

 

Стоит отметить, что Счетная палата и раньше предъявляла претензии Минобороны. Проблемы неэффективного хозяйствования, злоупотреблений и правонарушений в военном ведомстве СП только в 2004 году рассматривала три раза. В том числе в январе этого года даже была проведена совместная коллегия СП и Главной военной прокуратуры, на которой было заявлено, что в минувшем году Минобороны 'неэффективно' и с финансовыми нарушениями потратило более 14 миллиардов рублей, это составляет почти 10% всех средств, выделяемых на содержание личного состава армии и флота.

 

С учетом же состоявшейся коллегии 'накат' со стороны СП на Минобороны просто обвальный. Ведомство Сергея Степашина своими выкладками по недостаткам в ВС РФ показывает общественному мнению неэффективность существующих хозяйственных механизмов в армии. И похоже, виновных скоро, найдут. Есть сведения, что при поддержке Кремля Сергей Иванов готовит новую структуру Минобороны РФ и 'виновные' в неэффективном хозяйствовании или уйдут в запас, или будут понижены в должности. Хотя административные изменения - это, по мнению военных, лишь первые шаги, связанные с повышением эффективности работы аппарата.

 

Аппарат Минобороны РФ готовит сейчас поправки в законы РФ 'О государственном оборонном заказе', 'Об обороне', 'О Вооруженных Силах РФ', 'О правовом положении военных учреждений' и 'Об использовании высвобождаемого военного имущества'. Главный их смысл состоит в создании механизма для максимального использования внебюджетных средств, получаемых от реализации высвобождаемого военного имущества и продажи оружия. Сейчас лишь небольшая часть от этого попадает в военную казну.

 

Общая сумма внебюджетных денег, которые могут быть получены в результате предлагаемых изменений, сравнима с планируемыми расходами на национальную оборону. Не надорваться бы: