В I квартале 2004 года нефтяные компании Удмуртии помогли увеличить собственные доходы республиканского бюджета почти на 50 процентов к уровню прошлого года. Одновременно, констатировал глава Минфина УР Владимир Бельтюков на коллегии министерства 29 апреля, задолженность территорий республики резко выросла, во многих из них вдвое превысив объем доходов. Причина - ухудшение финансового положения одного из крупнейших налогоплательщиков в районах Удмуртии - АО 'Удмуртавтодор'. Одновременно республика рискует остаться в этом году без новых дорог.

 

В январе-марте 2004 года план по доходам в консолидированный бюджет республики был перевыполнен на 18 процентов. В бюджет региона поступило в общей сложности 3,362 млрд рублей, из которых собственные доходы составили 2,9 млрд рублей, или 81 процент. Из всех собранных в I квартале на территории Удмуртии налогов половина была направлена в бюджет РФ, 21 процент - в республиканский бюджет, 12 процентов - в бюджеты муниципальных образований, 17 процентов - во внебюджетные фонды. Резкий рост собираемости налога на прибыль, который теперь занимает 44 процента в доходной части удмуртского бюджета, Владимир Бельтюков представил как 'результат заключенных соглашений с добывающими компаниями'.

За отчетный период 2,1 млрд рублей было израсходовано на социально-культурную сферу: в том числе 1,7 млрд рублей - на выплату зарплаты бюджетникам, 180 млн рублей - на капитальное строительство. На поддержку местного самоуправления Минфин израсходовал в I квартале на 44 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. 'Это страшно большой показатель, - заявил министр финансов Удмуртии. - Чтобы не было хаоса, нам пришлось дополнительно дать 140 миллионов'.

Представителей районов, приехавших на коллегию, Владимир Бельтюков укорил за то, что те составили заведомо дефицитные бюджеты, легкомысленно указав источником погашения своего дефицита ссуду из республиканского бюджета. По этой причине в январе-марте Минфину пришлось взять во 'Внешторгбанке' кредит на 75 млн рублей, чтобы выплатить зарплату в районах, что привело к росту госдолга республики - он составляет теперь 2,1 млрд рублей. Тем не менее, по словам Владимира Васильевича, в Ижевске денег для своевременной выплаты зарплаты по-прежнему не хватает. По данным Госкомстата УР за январь-март 2004 года, задолженность по зарплате в бюджетной сфере республики составляет 99,5 млн рублей.

Одним из главных средств оптимизации бюджетных расходов глава Минфина Удмуртии считает сокращение в ближайшие три года количества штатных единиц в бюджетной сфере на 20-30 процентов. В 2003 году министерство выявило в республике 3 тысячи ставок сверхнормативной численности работников бюджетной сферы. По мнению Минфина, наибольшее число необоснованных ставок введено в учреждениях молодежной политики и Министерства здравоохранения республики. 'Мы не ставим целью сократить финансирование муниципальных образований, мы не за ухудшение качества медицинского обслуживания и образования', - сказал Владимир Бельтюков. Министр хотел бы, чтобы появившиеся свободные средства районы не проедали, а направляли на погашение задолженности. 

 Рост кредиторской задолженности 'Удмуртавтодора' до 400 млн рублей определил бедственное положение многих территорий республики. Территориальный дорожный фонд, из которого финансируется данная организация, в 2003 году получил лишь 72 процента доходов от запланированных объемов. Как считает глава бюджетной комиссии Госсовета УР Софья Широбокова, это результат недоработки ГИБДД. 'При передаче данных в налоговую инспекцию 120 тысяч единиц транспорта 'потерялись', - сказала глава комиссии. - Многие машины зарегистрированы на умерших, или указано, что джип 'чероки' имеет мощность в одну лошадиную силу и т.д.' По словам Софьи Широбоковой, 'такого серьезного положения с дорожным строительством в Удмуртии за последние пять лет еще не было'.