Все меньше времени остается до того дня, когда обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) начнет функционировать в России в полном объеме. То есть когда из специального фонда будет компенсироваться ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП в тех случаях, когда виновник аварии не установлен, не застрахован или его страховщик разорился. По закону это станет возможным с 1 июля. И это, вероятно, уменьшит число противников ОСАГО.
Вообще говоря, ни в одной стране мира появление обязательной 'автогражданки' владельцы автомобилей не встречали с восторгом. Кто ж любит, когда его заставляют за что-то платить? Российские автолюбители - не исключение. К тому же они приучены за последнее десятилетие к почти полной безответственности на дорогах. Или к тому, что в случае чего можно полюбовно договориться между собой и с ГИБДД. А популярные истории о столкновении 'Запорожца' с 'Мерседесом' считаются исключением из правил. Крепко рассчитывают простые люди на русский авось!
У тех же, кому рядовые россияне доверили представлять свои интересы, расчеты несколько иные. Как правило, денежные. Судя по информации, доносящейся с высот отечественного страхового Олимпа, обостряется борьба за контроль над фондом компенсаций. И возглавляет ее народный избранник, глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС), депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по страхованию Александр Павлович Коваль. Разумеется, внешне все его филиппики выглядят как стремление 'подправить' закон об ОСАГО и заодно приструнить автостраховщиков. То есть поставить над ними 'своего' человечка. Совсем своего. Такого, который не побоится свободно обойтись с фондом компенсаций.
Ведь что такое любой фонд денежных средств? Если совсем просто - это специфический мешок денег, залезать в который следует по определенным правилам. В нынешней конструкции закона об ОСАГО распоряжаться аккумулированными в нем суммами должен Российский союз автостраховщиков (РСА). Именно союзу государство доверило рассматривать заявления пострадавших в ДТП и выплачивать компенсации.
К настоящему моменту автостраховщики собрали 36,13 млрд руб. страховой премии с автолюбителей. 3% собранных денег они перечисляют в фонд компенсаций. Назвать его денежным мешком язык как-то не поворачивается. Фонд этот, в сущности, социальный, связанный с жизнью и здоровьем граждан. Его объем на сегодняшний день невелик - около 1 млрд руб. Но это не тот случай, когда размер имеет значение. Ведь в сравнении с тем, что другие части собранных страховых премий компании отправляют в резервы самостоятельно, хотя и под контролем государства, средства фонда компенсационных выплат выглядят 'бесхозными'. Не мудрено, что на них посматривают те, кто может использовать свое служебное положение.
У А. П. Коваля возможности есть. В прессе подробно рассматривалась созданная в России система 'страхового шантажа', одним из важных элементов которой был глава ВСС вкупе с 'верным подмастерьем', исполнительным директором союза Александром Владимировичем Беляровым. Любопытствующие могут поискать информацию, например, в архиве RBC daily (http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2004/03/16/52419). Сейчас, правда, из-за реформы кабинета министров отлаженная схема стала давать сбои. Она лишилась ключевого звена - Страхнадзора Минфина РФ и его главы Константина Ивановича Пылова. А с созданной взамен Федеральной службой страхового надзора в такие 'игры' уже не поиграешь. Похоже, власть признала наконец-то страхование стратегической и социально значимой отраслью, обладающей к тому же долгосрочным инвестиционным ресурсом.
Но в руках А. П. Коваля остались еще рычаги давления на страховые компании. Во-первых, это сам ВСС, который время от времени продуцирует сомнительные инициативы вроде Кодекса профессиональной этики страховщиков. И, во-вторых, парламент. В нижней палате прошли первое чтение поправки к закону об ОСАГО, серьезно меняющие его концепцию. И здесь главе профильного думского подкомитета есть где развернуться. По большому счету, от него зависит - 'тормознуть' законопроект или, напротив, ускорить его вынесение на пленарное заседание. И тем самым заставить страховщиков либо платить, либо исполнять. Особенно это видно на примере титанических усилий народного избранника от 'Единой России' взять под персональный контроль фонд Российского союза автостраховщиков.
Собственно говоря, поставить во главе автостраховщиков 'своего' человека А. П. Коваль попытался еще год назад. Но ему тогда удалось добиться лишь отставки главы РСА Игоря Николаевича Жука. Теперь, по мере приближения 'Дня Икс', давление на союз усиливается. Об этом свидетельствуют, например, все учащающиеся закрытые совещания главы думского подкомитета с участниками страхового рынка. Информация о них время от времени просачивается в СМИ, хотя все участники подобных мероприятий, как минимум, публично старательно играют в молчанку. Речь на 'тайных вечерях' идет преимущественно о новой замене руководства РСА.
Понятное дело, сами страховщики от подобных предложений не в восторге. Ведь поддаться на 'страховой шантаж' в данном случае означает затянуть на своей шее удавку. И дальнейшее развитие событий предугадать несложно. Через какое-то время неизбежно выяснится, что деньгами распоряжались неправильно, компенсации выплачивались не тем, а сами немалые средства испарились. Подобных прецедентов в мировой практике вполне достаточно. Разумеется, затем в игру вступит российская Фемида, кто-то будет показательно наказан, кто-то лишится лицензий. Но сама идея государственной защиты жизни и здоровья всех участников дорожного движения при помощи отечественных страховых компаний будет надолго скомпрометирована.
Правда, облеченному доверием 'Единой России' народному избраннику, совмещающему радение об интересах избирателей, партии и страховщиков в одном флаконе, постоянно приходится лавировать. Интерес к страховому рынку есть и у более важных персон. Например, в РСА, по уже официальной информации, надзирать за компенсационными выплатами откомандирован сотрудник ФСБ. Но упорство А. П. Коваля, достойное лучшего применения, не может не настораживать. Скорее всего, оно является отражением борьбы группировок на верхних этажах.
Досадно будет, если 1 миллиард рублей, собранный исключительно в социальных целях, станет все-таки разменной монетой в нечистых руках:
Отдел экономики