На минувшей неделе в Казани прошло первое заседание комиссии некоммерческого партнерства 'Российское газовое общество'. Представители  газовой элиты страны искали ответ на  животрепещущий вопрос - как сделать популярным такой вид моторного топлива, как природный и сжиженный нефтяной газ.

На заседании присутствовали члены правления ОАО 'Газпром',  его дочерних предприятий, кабинет министров Татарстана, представители профильных комиссий и комитетов Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

Газ во всем мире считается наиболее экологически чистым  и доступным топливом. До трети всех автомобилей в Аргентине, Бразилии, странах Европы уже переведены на газ. Это позволяет экономить в год миллиарды долларов и существенно уменьшает вредные выбросы в атмосферу.

Татарстан был выбран для проведения заседания не случайно. Регион является  лидером не только по темпам роста объемов промышленного производства, но и по уровню газификации (в городах - 99%, на селе - 96%). Кроме того, руководство республики в отличие от глав других нефтяных регионов, поддерживает процесс перевода транспорта  на альтернативные виды топлива, в том числе и  на природный газ.  Сейчас на рассмотрении  в Госсовете Татарстана находится соответствующий  проект закона.  На заводе КАМАЗ ведут разработку и производство автомобилей с газовыми двигателями.  Аналогичная работа идет в  Волгоградской, Томской, Свердловской и Рязанской областях, начались подвижки в Москве. 

Но, несмотря на это, число российских  автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и непосредственно заправок (АГЗС) остается недостаточным.  Сеть закрывает лишь центральную часть страны.  Практически все участники заседания признали: основное препятствие в распространении газа - отсутствие  федерального закона об использовании природного газа в качестве топлива. Точнее, такой закон в правительстве России был разработан еще в конце 90-х годов, но в 1999-м первый президент России, защищая интересы крупнейших нефтяных компаний,  наложил на законопроект вето. Сейчас нефтяники значительно слабее, считают в 'Газпроме', однако появилась иная напасть - парламентское большинство 'Единой России', которому и предстоит доказывать необходимость принятия закона.

Основным аргументом убеждения должна стать не только защита экологии, но и прямой  экономический эффект от перехода на газ муниципального и ведомственного транспорта. Переоборудование одного автомобиля обходится  в  15-85 тысяч рублей в зависимости от класса автомобиля,  сроки окупаемости - от 9 месяцев до 2 лет. Кроме того, использование 'голубого'  моторного топлива позволит избежать хищений на предприятиях, поскольку газ в отличие от жидкого топлива слить из бака и затем продать невозможно.

Кстати, в этом отношении с газовиками солидарны и нефтяники. По словам премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова, компания 'Татнефть' сейчас  активно переводит на газ свой транспорт, таким образом снижая издержки.  В компании не боятся появления АГЗС, по предварительным расчетам, это существенно не повлияет на нефтяной бизнес.

Участники заседания предполагают, что в течение следующих двух-трех лет в России общими силами все-таки удастся открыть 'голубой коридор',  по которому автомобиль на газе сможет проехать практически по всей территории страны, не утруждая себя безуспешным поиском заправок.