Полная управляемость валютного рынка делает его непредсказуемым - что ставит под угрозу зарплаты и сбережения россиян

В конце прошлой недели Центральный банк опроверг слухи, распространившиеся среди участников валютного рынка, о том, что 'на высшем уровне' было принято решение дать ЦБ послабление и позволить рублю укрепиться в рамках прогноза Минэкономразвития. Так, председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что у ЦБ остаются 'хорошие возможности' не допустить укрепления реального эффективного курса рубля более чем на 7% в этом году. По мнению главы ЦБ, прогноз укрепления рубля на этот год не нуждается в пересмотре. Между тем неделей ранее Минэкономразвития опубликовало собственные расчеты, согласно которым рубль укрепится не на 7%, а на 9,7%. Экономисты полагают, что теоретически дальнейшее укрепление рубля до конца года всего на 1% возможно. Однако для этого потребуется счастливое сочетание многих факторов - причем в первую очередь тех, которые никак не зависят ни от ЦБ, ни даже от Кремля. Впрочем, участники валютного рынка заявляют, что курсовая политика остается полностью под контролем ЦБ. Но с изменением ориентиров курсовой политики действия ЦБ становятся все менее предсказуемыми - в результате чего ни российские компании, ни простые граждане не могут быть уверены в будущем.

Эксперты были единодушны во мнении, что выполнение поставленной перед ЦБ президентом задачи об укреплении рубля не более чем на 7% выполнимо - но только теоретически. 'Выполнение этой задачи возможно, - сказала RBC daily аналитик Экономической экспертной группы Виктория Воронина. - Ведь резкое укрепление рубля произошло в начале года, а в последние месяцы оно замедлилось. Но что будет к концу года - зависит от многих факторов, в том числе внешних'. С этим мнением соглашается и эксперт Центра развития Сергей Пухов. 'Теоретически задача может быть выполнена, - сказал г-н Пухов RBC daily. - Но как будет на самом деле - никто не знает. Все будет определяться не только внутренними факторами, но и ситуацией на мировых рынках. А на внешние рынки мы никак не влияем, поэтому они вносят высокий фактор непредсказуемости'. Например, отмечает Виктория Воронина, ситуация будет зависеть от курса доллара на мировом рынке, от цены на нефть и от состояния рынков капитала. Из внутренних факторов она отметила направление потока капитала в России. 'В последнее время после начала дела ЮКОСа отток капитала очень вырос, и для выполнения задачи ЦБ этот фактор действует в нужном направлении, - отмечает аналитик ЭЭГ. - Впрочем, я не знаю, что лучше - укрепление рубля на лишних один-два процентных пункта или такое бегство капитала'.

Таким образом, отмечает Виктория Воронина, если доллар будет сохранять свои позиции на мировом рынке или расти, то повышательное давление на рубль будет слабее. Если отток капитала продолжится, то давление на рубль также спадет. Если цены на нефть упадут, то приток валюты ослабнет (а значит, и укрепление рубля приостановится). Впрочем, на нефтяной фактор ЦБ сильно рассчитывать не приходится. Во-первых, изменение цены сказывается на притоке валютной выручки лишь через несколько месяцев. А во-вторых, по мнению г-жи Ворониной, даже резкое падение цен на нефть не окажет сильного негативного влияния на валютный рынок, поскольку сейчас цены очень и очень высоки. Итак, для замедления укрепления рубля необходимо сочетание целого набора факторов, многие из которых находятся вне компетенции ЦБ. 'Иначе выполнить поставленную задачу будет сложно, - полагает аналитик ЭЭГ. - Возможно, ЦБ придется немного отклониться от цели - но ничего страшного не будет'. Но в ЦБ, судя по всему, придерживаются другого мнения: ведь задачу сдержать укрепление рубля поставил сам президент. После опубликования нашумевшего прогноза МЭРТ об укреплении рубля почти на 10% в этом году участники рынка заговорили о том, что в высших эшелонах власти якобы согласились с тем, что без экстраординарных мер сдерживание роста рубля невозможно - да и не нужно. Однако последние заявления г-на Игнатьева явно лишают эти слухи всяких оснований.

Остается понять, какие инструменты для сдерживания роста рубля находятся в распоряжении ЦБ и какие из них он намерен применять. 'Вопрос - насколько ЦБ будет наращивать резервы, - говорит Сергей Пухов. - Он может скупать валюту, вытесняя с рынка часть игроков - особенно в условиях дефицита ликвидности'. При этом, по мнению аналитика, ЦБ пока может не опасаться раскрутки инфляции даже при больших объемах покупки валюты - в особенности в условиях дефицита рублевой ликвидности. 'Инфляция в большой степени состоит из немонетарных факторов, в частности, большую роль играют тарифы, - отмечает г-н Пухов. - А тарифы уже повышены, и дальше в этом году они расти не будут'. Судя по всему, это один из инструментов, активно применяемых ЦБ: об этом свидетельствует рост золотовалютных резервов почти на 3 млрд долл. за май этого года. Кроме того, отмечает Виктория Воронина, в распоряжении ЦБ есть инструменты регулирования ликвидности, денежного предложения. 'Например, ЦБ может поднять ставки, сделав рублевые инструменты более доходными и снизив таким образом интерес к иностранным активам, - говорит она. - Все это имеется в распоряжении ЦБ, однако в последнее время он был не очень склонен эти рычаги использовать'. Операторы валютного рынка утверждают, что вместо использования ставок ЦБ продолжает регулировать ликвидность рынка привычными административными методами. 'С начала этого года рубль стал быстро и сильно укрепляться из-за высоких цен на нефть, - сказал RBC daily начальник торгового отдела АКБ 'Кредит-Москва' Михаил Гомма. - После этого ЦБ в приказном порядке стал выкупать доллары, снижая курс рубля'.

Участники рынка сравнивают нынешнюю ситуацию с предкризисным годом, когда Борис Ельцин заявил, что доллар в России будет стоить не больше 6,2 рубля. 'Так и теперь - ЦБ пытается 'поднять' доллар, но тот не спешит идти наверх, так как в страну приходит много валютной выручки, - отмечает г-н Гомма. - Ведь по экономическим предпосылкам ничего не остается, кроме как укреплять рубль. Так что это чисто политические действия'. Более того, по свидетельству собеседников RBC daily, недавний кризис ликвидности был фактически создан ЦБ: тот запретил ведущим банкам с крупной долей госсобственности (Сбербанку, ВТБ и 'Газпромбанку') продавать иностранную валюту. В результате эти банки, которые обычно поставляют рубли на рынок, были вынуждены привлекать их на межбанке. 'С учетом того, что эти три банка составляют практически две трети банковской системы, на рынке образовался дефицит рублей', - отмечает Михаил Гомма. В целом, отмечает он, рынок сейчас настроен на укрепление рубля. 'Спроса на валюту нет, и наверх рынок пойдет только по воле ЦБ, - отмечает Михаил Гомма. - Центробанк может сделать с рынком все что угодно - может укрепить рубль и на 70% в год, и на минус 70%. Просто от этого зависит, станет наша зарплата (по покупательной способности) в два раза больше или в два раза меньше. Вопрос в том, кто за это заплатит - старушки или олигархи'.

Отдел экономики

Антон Попов, 07.06.2004
Сообщает: http://www.rbcdaily.ru