Сбалансированные бюджеты - это основа для реализации социальных гарантий - на вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает президент Удмуртии Александр Волков. Александр Александрович, вы выступали на заседании Государственного Совета России 1 июня, посвященном вопросу совершенствования механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в стране. Что не устраивает Удмуртию в существующей системе отношений, и каковы предложения по ее совершенствованию?

Тема совершенствования взаимоотношений центра и регионов будет подниматься постоянно, так как любой механизм необходимо периодически модернизировать. Сегодня этот вопрос актуален как никогда: с 1 января следующего года более четко будут расписаны полномочия и ответственность федеральной, региональной властей и местного самоуправления. Поэтому вполне естественно, что под эти полномочия и эту ответственность каждая из сторон должна получить необходимые финансовые ресурсы. Сегодня это один из главных вопросов. Ведь последние 2-3 года четко прослеживается тенденция все большего перераспределения налоговых отчислений, собираемых на каждой территории, в пользу федерального бюджета.

Каковы предложения Удмуртии по распределению доходов между бюджетами различных уровней?

Если говорить об Удмуртии, то 2 года назад на территории республики оставалось 53% всех собираемых налогов, в 2003 году - 47%, а в первом квартале 2004 года - 45%. Очевидно, что доходы территории уменьшаются. При этом расходы увеличиваются. В связи с серьезным ростом заработной платы работников бюджетной сферы мы тратим все больше и больше бюджетных средств на эти цели. Если в 2001 году в республиканском бюджете доля средств, предусмотренных на выплату зарплат бюджетникам, составляла 32%, то сейчас эта цифра в 2 раза больше. Это значит, что у регионов остается все меньше финансовых ресурсов на развитие и нормальное функционирование других отраслей.

Выступая с докладом на заседании Госсовета России, я не столько предъявлял претензии к федеральному правительству, сколько говорил о том, что такое положение дел нас не устраивает: мы не сможем выполнить свои обязательства в республике точно так же, как не смогут этого сделать и муниципальные образования. Для того, чтобы бюджеты были более сбалансированными, правительство России должно заниматься не только федеральным, но и консолидированным бюджетом, как было раньше. Это позволит согласовать обязательства и полномочия не только федеральной, но и региональной власти и местного самоуправления. Удмуртия в последние годы достаточно активно нарастила налогооблагаемую базу. Уже в этом году, несмотря на перераспределение налоговых отчислений в пользу федерального бюджета, республика стала недотационной территорией. Неужели своей работой мы не заслужили более справедливого соотношения в перераспределении финансовых ресурсов, ведь трансферты из Москвы не покрывают все наши выпадающие доходы?

Какие мероприятия проводят власти Удмуртии в ходе подготовки к предстоящей реформе местного самоуправления, в частности, в целях повышения бюджетной обеспеченности муниципалитетов?

Если говорить о региональных бюджетах и бюджетах местного самоуправления, то мы не уходили от практики консолидированного бюджета и стараемся максимально сбалансировать доходы и расходы не только республиканского бюджета, но и бюджетов всех городов и районов нашей республики. Я всегда отслеживаю именно консолидированный бюджет для того, чтобы были максимально профинансированы обязательства и ответственность органов местного самоуправления. Считаю, что во многом нам это удается.

На заседании Госсовета России обсуждались изменения механизма финансирования льгот. Согласны ли вы с предложением о замене льгот денежным эквивалентом? Сможет ли, на ваш взгляд, бюджет обеспечить эти льготы деньгами и не приведет ли это к ухудшению положения регионов и муниципальных образований?

Сама постановка вопроса о том, чтобы отдать человеку деньги, которые он сам будет тратить по своему усмотрению - на лекарства, на проезд в общественном транспорте, на коммунальные услуги, или на что-то еще - это благое намерение. Важно, чтобы в конечном итоге положение наших ветеранов не ухудшилось, потому что за ростом денежных выплат, как правило, следует рост цен на товары и услуги. Поэтому к изменению механизма финансирования льгот я отношусь осторожно, но, думаю, что направление выбрано верное. Итоги надо будет подводить через полгода - год после начала этих реформ.

Но есть и другой вопрос, точнее, проблема - финансирование обязательств по федеральным законам о ветеранах и инвалидах. Очевидно, что требует корректировки сам закон, потому что масса обязательств, прописанных в нем, на сегодняшний день не финансируется даже наполовину. Здесь надо тоже четко определить, что мы сможем дать, а что нет. И принцип должен быть такой же: чтобы люди от наших реформ не проиграли. Если исходить из этого принципа и принимать соответствующие решения, тогда мы не ошибемся.

Президент России в послании Федеральному Собранию поставил перед исполнительной властью конкретные задачи - развитие ипотечного кредитования, реформа здравоохранения, модернизация образования, удвоение ВВП, борьба с бедностью. Какие мероприятия правительство Удмуртии проводит в настоящее время в этих сферах? Что планируется? Каких результатов вы предполагаете достичь?

Мне импонирует, что президент России именно так расставил акценты. Всеми вопросами, обозначенными в этой цепочке, мы занимается давно. За три года валовой региональный продукт у нас увеличился на 35%.

Ипотеке в Удмуртии 10 лет. Мы наработали достаточно большой опыт в этой области. Только предприятия республики в прошлом году выделили на жилищные кредиты 450 млн. рублей и улучшили жилищные условия 2 тысячам своих работников. В целом по Удмуртии с использованием разных источников финансирования в 2003 году построено более 300 тысяч квадратных метров жилья.

Особое внимание уделяем молодым семьям. В прошлом году 400 таких семей получили льготные жилищные займы на 70 млн. рублей. Каждой молодой семье с рождением второго или третьего ребенка снижается возвращаемая сумма кредита. В этом году на предоставление жилищных кредитов из бюджета Удмуртии будет направлено 200 млн. рублей - это в 2 раза больше, чем в прошлом, и треть этих денег получат молодые семьи.

Если говорить о перспективах строительства вообще, то за следующие 5 лет мы планируем построить не менее 100 объектов социальной сферы, половина из которых - объекты образования. Что касается развития образования как отрасли, то его модернизация будет проходить в рамках федеральных реформ. Со своей стороны мы постараемся сохранить динамику роста инвестиций в эту отрасль и создать все условия для нормального учебного процесса. То же самое касается здравоохранения. В организационном плане мы намерены провести в отрасли широкомасштабные преобразования, в частности, создать институт семейного врача. В наших планах - ввод в строй онкологического центра в Ижевске и еще 20 объектов здравоохранения по всей республике. Необходимо провести поэтапную замену устаревшего медицинского оборудования. Кроме того, значительные изменения должна претерпеть система обязательного медицинского страхования. Она должна действовать именно как система страхования, а не как форма финансирования медицинских услуг за счет пациентов. Эти проблемы мы намерены решать совместно с федеральными органами власти. Уверен, что мы их решим, так как у нас есть главное - понимание того, что, только работая в тесном контакте, мы сможем повысить уровень благосостояние наших людей и выполнить все социальные гарантии государства.

Сообщает http://www.interfax.ru