В конце мая в Воткинске произошел конфликт, исход которого ярко иллюстрирует ту цену, которую республиканские власти согласились заплатить за почти кладбищенскую стабильность политической жизни вне столицы республики. Итак, 30 мая в летнем кафе 'Медведь', расположенном на берегу Воткинского пруда, четыре сотрудника Воткинского Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) совместно с женами отмечали день рождения сына одного из милиционеров. В одиннадцатом часу вечера прямо на открытую площадку кафе въехал автомобиль  'Хаммер' с госномером А 007 МК/18, зарегистрированный на имя Александра Кочеткова, депутата Воткинской городской Думы. Машина с включенными фарами остановилась в полутора метрах от столика, где расположились сотрудники УБОП. Из нее вышел шатающийся депутат Госсовета Удмуртии второго и третьего созывов Владислав Кочетков (старший брат владельца машины) и без приглашения присел за столик к милиционерам. Завязалась словесная перепалка, которая в конечном итоге закончилась потасовкой. Ее результатом стал закрытый перелом челюсти у народного избранника и легкие телесные повреждения у двух УБОПовцев. Владислав Кочетков подал жалобу на действия сотрудников милиции, но после проведенной проверки в возбуждении уголовного дела ему было отказано. Свидетели показали, что депутат сам спровоцировал конфликт, при этом его никто не бил, а он сам несколько раз упал. Конечно, подобное объяснение травм, полученных после общения с отечественной милицией, выглядит как бородатый анекдот, но и версия 'пострадавшего' тоже далеко не безупречна.

Если попробовать взглянуть на ситуацию беспристрастно, то возможно представить два сценария происшедшего. Не секрет, что в милиции по-прежнему широко применяется физическое насилие в отношении задержанных и подозреваемых. Бывает, что представителей преступного мира показательно 'прессуют' при задержании. Однако все же трудно поверить, что сотрудники УБОП, находясь на отдыхе, в присутствии собственных жен и посторонних людей решили проводить некое оперативное мероприятие в отношении депутата Госсовета, пусть и считающегося местным 'авторитетом'. Но если отвергнуть эту версию, то получается, что в Воткинске люди с уголовным прошлым и темным настоящим чувствуют себя настолько уверенно, что не боятся  провоцировать на конфликт сотрудников ведомства, при одном упоминании которого у них по идее должно сильно портиться настроение. Не исключено, что подобная  'храбрость' Кочеткова объясняется тем, что в те времена, когда республиканские власти воевали с мэром Воткинска Валерием Фридрихом, они не сильно стесняли себя в поиске союзников. Проявилось это уже летом 2001 года во время конфликта вокруг строительства установки по утилизации ракетных двигателей. Тогда в палаточный лагерь экологов приезжали различные 'братки' с требованиями убраться, что удивительным образом было созвучно чаяниям республиканских властей. То, что административный ресурс в сочетании с криминальным способен на многие чудеса, показали и выборы мэра Воткинска в 2002 году.  Тогда власти и 'братва' совместными усилиями полностью взяли Воткинск под свой контроль. Только так называемых 'кочетковских' в местной Думе сейчас восемь человек. Вкупе с девятью выдвиженцами машзавода они полновластные хозяева воткинской Думы, насчитывающей 21 депутата. Тогда Валерий Фридрих  прямо заявлял, что к власти в городе пришли те, кто еще недавно собирал дань с предприятий.  Очевидно, что оказавший республиканской власти такие весомые услуги 'бизнесмен' не просто рассчитывает на отпущение любых грехов, но считает себя полноправным хозяином города. В конце концов, очередные выборы в Воткинске не за горами и его помощь вновь может понадобиться. Тем более что рейтинг мэра Александра Кузнецова вернулся примерно к тем же ничтожным величинам, что и в начале 2002 года, когда его еще не накачали административно-криминальным путем.

 О том, насколько уверенно чувствуют себя сейчас Кочетковы в Воткинске, свидетельствует и тот факт, что уже после стычки к кафе подъехал младший брат  'пострадавшего'  Александр в сопровождении 20 человек, которых он оперативно 'мобилизовал' на защиту родственника. Масштабного побоища удалось избежать только благодаря вмешательству жен сотрудников УБОП.  Но уже то, что даже против милиции неформальные хозяева города демонстрируют готовность применить силу, не задумываясь о последствиях, само по себе показательно. Не трудно представить себе,  что ждет простого жителя Воткинска, если он случайно окажется на пути  вольного депутатского  'Хаммера' с блатным номером. Самое печальное, что сейчас пишут объяснительные и оправдываются не доблестные братья, а сотрудники УБОП. В этой связи остается надеяться, что в жертву пресловутой политической стабильности в этот раз не будут принесены остатки авторитета правоохранительных органов и судьбы конкретных милиционеров, вся вина которых состоит только в том, что они приструнили зарвавшегося хама.  

Может быть, удмуртская государственность уже настолько окрепла, что при решении своих проблем может не прибегать к услугам криминала и не отдавать ему за это на откуп целые города и районы вместе с населяющими их людьми.