ММБ намерен в четыре раза увеличить свое присутствие в российской столице и стать одной из крупнейших розничных кредитных организаций. Но банк может не выдержать конкуренции

Экспансия со стороны банков с иностранным капиталом перемещается из регионов в столицу. Как стало известно RBC daily, в ближайшее время Международный Московский Банк (ММБ) намерен существенно расширить свое присутствие в Москве. По информации RBC daily, банк принял решение до конца 2005 г. увеличить количество московских офисов с 6 до 20. Свое решение в банке объясняют стремлением выйти на лидирующие позиции среди крупнейших российских розничных банков. А в этом случае столичная экспансия необходима, в том числе и как политический шаг. Между тем аналитиков смущает очередная смена стратегии банка. Еще недавно он заявлял о желании активно осваивать розницу в регионах, однако внезапно изменил своим периферийным планам.

Международный Московский Банк - крупнейший в России банк с иностранным участием. Он входит в первую десятку по величине активов, которые на 1 апреля 2004 г. составили 88,1 млрд руб. Основными его акционерами являются иностранцы - Bayerische Hypo- und Vereinsbank AG (Германия) - 43%, Nordea Bank Finland PLC (Финляндия) - 22%, BCEN-Eurobank (Франция) - 20%, Европейский банк реконструкции и развития - 10% - и Сбербанк России - 2%. За прошлый год ММБ удвоил свой кредитный портфель, который сейчас составляет 1,2 млрд долл., причем доля 'частных' средств в нем выросла в 3,4 раза - до 60 млн долл. Объем привлеченных банком средств физлиц вырос более чем в два раза, составив около 400 млн долл.

Ранее банк говорил, что его интересует в основном розничный бизнес в регионах, и целенаправленно строил там свою сеть. Сейчас она насчитывает 11 офисов и филиалов в крупных городах страны и в перспективе должна увеличиться еще на три единицы. Московская сеть банка при этом ограничивалась шестью офисами. Однако внезапно ММБ изменил своим региональным планам и решил 'разрабатывать' столицу. Свое решение в банке объясняют желанием сделать ММБ 'заметным игроком в розничном бизнесе'. До сих пор кредитная организация в основном работала с крупными юрлицами и предприятиями малого и среднего бизнеса. Однако год назад акционеры решили осваивать ритейл. Причем, по сообщению представителя самого ММБ, планы у акционеров оказались куда амбициознее. Согласно им, к 2006 г. банк должен оказаться в числе пяти крупнейших кредитных организаций, работающих с частными лицами. А для этого хотя бы по политическим соображениям необходимо нарастить свое присутствие в столице. 'Москва - это центр России, и имя ММБ должно стать узнаваемым прежде всего здесь', - сообщил RBC daily представитель ММБ. Кроме того, по сообщению источника из ММБ, недавно банк в несколько раз увеличил количество клиентов в столице, и имеющиеся отделения не справляются с увеличившейся нагрузкой.

К быстрому развитию розничного бизнеса в Москве ММБ подталкивают и конкуренты банка, активно открывающие отделения в столице. 'Ситибанк', например, уже построил внушительную розничную сеть, насчитывающую порядка 40 точек продаж своих ритейловых продуктов. Российский 'Альфа-Банк' развернул еще более мощную сеть, состоящую из 60 офисов. Причем значительную часть своего популярного розничного продукта 'Альфа Банк Экспресс' (этот амбициозный проект обошелся банку в 50 млн долл.) 'Альфа-Банк' разместил в центре Москвы, где, помимо него, находятся головные офисы почти всех столичных кредитных организаций. Таким образом, центр города оказался перенасыщен банковскими предложениями. До недавних пор относительно просторно было на периферии столицы. Но и здесь вскоре найти место будет не так просто. Ряд розничных банков уже начали 'осваивать' московские окраины. В их числе Русский банк развития (РБР), который уже начал строить за Садовым кольцом сеть универсальных клиентских офисов - так называемых мини-банков. Через два-три года у него будет порядка 50 таких мини-банков.

В этой связи перспективы ММБ по завоеванию розничной клиентуры в столице кажутся весьма сомнительными. 'Действительно, почти все 'лакомые куски' в Москве уже поделены. А если строить сеть отделений в удалении от транспортных магистралей и оживленных мест, к ней следует делать сопровождение - различные указатели, рекламные щиты, - заявил RBC daily банковский аналитик Михаил Смирнов. - Хотя, конечно, эффективность этих мер будет зависеть и от типа клиентов, на которых будет ориентировано конкретное отделение (физические и юридические лица), и от общей имиджевой рекламы банка в прессе, на радио. Например, для физических лиц указатели и рекламные щиты не очень эффективны, так как им важно, чтобы банк был на слуху, т.е. рекламировался на радио, упоминался в прессе, в рейтингах'.

Кроме того, есть сугубо экономические причины, которые делают успех экспансии ММБ на рынок столичного банковского ритейла маловероятным. 'В Москве ставки снижаются, маржа значительно ниже, чем в регионах. Особенно это касается кредитования. Так что банк вряд ли может рассчитывать на быструю отдачу. Исключением являются те случаи, когда у него есть какие-либо уникальные продукты. Но, по моим данным, таких продуктов у ММБ нет. Что касается перспектив, то они будут зависеть от того, на каких клиентов рассчитывает ММБ. По сравнению с ним РБР - более простой банк, ориентированный на рядовых граждан. ММБ солиднее в силу того, что он постоянно подчеркивает свое происхождение. И его клиенты - это верхняя прослойка среднего класса. Хотя лично мне совершенно непонятно, как он сможет отмежеваться от клиентов 'Альфа-Банка'', - недоумевает представитель крупного московского банка.

Другие собеседники RBC daily считают, что в случае провала розничных планов ММБ его акционеры вряд ли станут ему помогать. 'Столичная розница - это не только дорогой, но и очень рискованный проект. Чтобы реализовать планы, ММБ требуется минимум 30-40 млн долл. Быстро эти средства не окупятся. Да и 'отобьются' ли вообще - большой вопрос. Страховка в виде знаменитых иностранных банков мне кажется сомнительной. Если проект пойдет 'не как надо', то вряд ли они станут ему помогать', - говорит топ-менеджер одного из банков с иностранным участием. С этой мыслью согласны и в рейтинговом агентстве Standard & Poor's. В своем декабрьском отчете к рейтингу ММБ его аналитики пишут о том, что в случае кризисной ситуации они слабо оценивают вероятность финансовой поддержки ММБ со стороны его акционеров.

Отдел компаний

Светлана Барсукова, 28.06.2004