Вчера, 1 июля, в Россию из-за границы должен вернуться Филипп Киркоров. Певец возвращается в страну, где разгорается настоящая 'всероссийская акция протеста' против его хамства в отношении журналистки Ирины Ароян.

 

Руководство Союза журналистов России, десятки российских газет, интернет-изданий, радио- и телеканалов, поддержанные десятками тысяч рядовых граждан, объявили Киркорову бойкот в связи с инцидентом на его скандально знаменитой ростовской пресс-конференции. На ОРТ и в Рунете идут дискуссии между противниками и защитниками певца.

С чем связана такая бурная реакция общества? Почему тема недостойного поведения Киркорова не стала достоянием лишь желтых таблоидов, специализирующихся на освещении личной жизни поп-звезд и тому подобной тематике, а вылилась в настоящую общественную акцию? Связано ли это лишь с беспрецедентным, пожалуй, случаем, когда известный в стране человек прилюдно  обрушивает на хрупкую женщину нецензурную брань, а потом, спустя даже месяц, упорно не хочет перед ней извиниться?

Думается, что не только. Судя по  направлению разгоревшихся дискуссий, в основе такого общественного резонанса лежат как минимум два социальных конфликта, выходящих за рамки просто инцидента из частной жизни мужа Пугачевой.

Конфликт первый. Война корпораций

Суть первого из них, менее глобального, связана с феноменом корпоративной солидарности. С одной стороны - журналистского сообщества, значительная часть которого отнесла на собственный счет оскорбление Киркоровым журналистки Ароян при исполнении ею своих профессиональных обязанностей. С другой стороны - звезд эстрады, которые рьяно принялись защищать  своего товарища по цеху.

Забавно было наблюдать, как, защищая Киркорова в ток-шоу 'Основной инстинкт',  распалившийся Кобзон огульно обвинил всю прессу в продажности. Даже ведущая Светлана Сорокина оскорбилась. Самое смешное, что это обвинение исходило от певца, который с одинаковым  усердием соловьем заливался как на официальных мероприятиях при советской власти, так и при нынешнем режиме.

Именно звезды эстрады - Кобзон, Розенбаум - попытались фактически подтасовать подоплеку инцидента и перейти в атаку на медиа-сообщество. Журналисты, по их словам, виноваты в том, что стремятся вынести на общее обозрение  подробности их личной жизни, не имеющие отношения к творчеству. 'Вы для начала сами разберитесь, - 'наехал' на журналистов по ТВ член партии 'Единая Россия' Розенбаум, - что вы от нас хотите. С кем мы спим, что едим и на какой машине ездим - это наше личное дело'.

Выпад весьма странный и глупо выглядящий по трем причинам. Во-первых, вопрос Ирины Ароян на ростовской пресс-конференции касался  не того, с кем спит Филипп Киркоров, а собственно его творчества. 'Чем обусловлено столь большое количество римейков в вашем репертуаре: отсутствием новых мелодий, авторов или на то есть другие причины?' - спросила журналистка.

Во-вторых, не секрет, что звезды шоу-бизнеса часто специально афишируют некоторые подробности своей личной жизни в рекламных целях, а иногда даже специально создают такого рода информационные поводы, чтобы поддерживать интерес публики к своей персоне. И судя по содержанию многочисленных интервью и других публикаций, Киркоров здесь не исключение. В конце концов, насколько серьезно можно обсуждать творчество Филиппа Бедросовича? И что там вообще обсуждать? Разве что и вправду, сколько на самом деле в его репертуаре римейков и перепевов из чужих песен.

В-третьих,  разве не поклонники шоу-звезд стимулируют определенного вида СМИ интересоваться подробностями их личной жизни? Если человек стремится стать знаменитым, он должен быть готов к особой публичности - это объективная реальность, а в некотором смысле -  и плата за те сверхдоходы и прочие жизненные 'бонусы', которые получает 'звезда'. В конечном счете, если ученые-историки стремятся узнать мельчайшие подробности жизни тех или иных исторических личностей (и при этом их никто не обвиняет в пошлости и нескромности), было бы наивно полагать, что от того же самого откажется простая публика в отношении своих кумиров.

Конфликт второй. Взбесившаяся попса

Но на самом деле причины 'казуса Киркорова' лежат еще глубже. Мат 'кумира домохозяек' послужил лишь детонатором того глубинного раздражения засильем попсы (и в частности, так называемой 'пугачевской мафии'), которая сегодня наблюдается в информационном пространстве. Причем более  яркого символа этого засилья, чем вконец оборзевший, публично матерящийся муж Пугачевой, согласитесь, трудно представить. Журналисты же, как люди, более или менее способные к рефлексии и, надо полагать, в своей массе не самые ярые поклонники творчества a la Киркоров-Крутой, не могли не воспользоваться таким ярким поводом, чтобы не перевести это накопившееся в части общества раздражение в публичную плоскость.

Еще Даниил Хармс рассуждал  по поводу музыки Дунаевского (последняя в то время воспринималась образованными людьми как абсолютная 'попса') примерно в том духе, что к пошлости не применимы нормальные эстетические оценки, что пошлость в искусстве должна быть судима и оцениваться по своим критериям. Такой плюрализм, наверное, правомерен, вот только во времена Хармса попса еще не была настолько агрессивна, как сегодня. Не обладая собственным творческим потенциалом, она стремится паразитировать и опошлять более содержательные ценности (отсюда и римейки). Положа руку на сердце, кому нравится фильм по мотивам оперы 'Фигаро' с Киркоровым и Стоцкой в главных ролях?.. А сегодня в СМИ появляются сообщенич, что уже запланирован римейк любимого поколениями наших людей фильма "Служебный роман" с участием Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева и Верки Сердючки.

Так это же пародия, юмор, так сказать, - возразят защитники Киркорова. А я не против юмора. Я только почему-то не хочу, чтобы в следующий раз, когда я буду смотреть 'Служебный роман', он у меня ассоциировался со всей этой компанией ряженых.  

Напряжение цивилизации

Конечно, можно и не смотреть, не слушать, не ходить: Плюрализм ведь. Сегодня нет дефицита ни в чем, каждый может выбирать себе то, что ему нравится. Впрочем, не каждый, а тот, у кого есть доступ в Интернет, средства покупать книги, диски, кассеты. Народ же 'хавает' то, что ему показывают по телевизору - Киркоров, Басков, Петросян, Ксения Собчак, 'Окна' : А кто сказал, что нам наплевать на народ?.. Кто сказал, что эстетическое насилие менее социально значимо, чем насилие экономическое или политическое? Говорят, о вкусах не спорят. Еще как спорят. Более того, вкусы навязывают или, если угодно, прививают.   И, к сожалению, плохой вкус привить проще, чем хороший.

Мы сегодня живем в обществе, где различные потоки информации неминуемо захлестывают каждого, хочет он того или нет. Напряжение цивилизации возрастает. Эпоха 'голодных' бунтов, может быть, и уйдет в прошлое, но впереди нас ждут бунты 'сытые', связанные с противоречиями религиозного, эстетического, субкультурного характера. Во второй половине XIX века вся Франция оказалась в состоянии политического кризиса и чуть ли не на пороге гражданской войны не из-за классовой борьбы,  а из-за 'дела Дрейфуса', в котором ярко проявился антилиберализм властей. 1968 год некоторые исследователи считают годом неудавшейся всемирной революции, в основе которой лежал конфликт 'отцов  и детей' по вопросу о смысле жизни. У нас в России 90-х гг. группировка 'Красная Армия' взорвала памятник Николаю II в ______ и заминировала церетелиевского Петра I в Москве, сообщив в записке, что уродливый истукан 'взорван символически'. Сегодня роль 'символической' борьбы наиболее четко, пожалуй, осознала НБП Лимонова, которую следует считать предтечей 'партии нового типа', партии эпохи постмодерна  и информационного общества.

Кто знает, может быть, уже в скором будущем будут стихийно формироваться подпольные отряды культур-террористов, которые, отчаявшись в других методах борьбы с засильем попсы, станут похищать наиболее одиозных и надоевших звезд и деятелей шоу-бизнеса. Например, руководителей так называемого Культурного фонда 'АРТЭС' (за передачу 'Аншлаг'). И, может, тогда наивные времена 'всероссийской акции протеста' против Филиппа Киркорова будут вспоминаться поп-звездами с нежностью и ностальгией.