Из-за забастовок южнокорейских автомобилестроителей их продукция в России может стать еще большим дефицитом

В конце прошлой недели в Южной Корее завершилась двухдневная забастовка на заводах крупных автомобильных компаний Hyundai и KIA Motors. В результате невыхода рабочих на работу корейские автопроизводители не выпустили десятки тысяч автомобилей и понесли ущерб в сотни миллионов долларов. Последствия забастовки с большой долей вероятности могут повлиять на российский рынок. Возможны как сбои с поставками автокомплектов на 'Автотор' и ТагАЗ, собирающие корейские автомобили в России, так и увеличение времени ожидания поставок готовых машин, импортируемых из Южной Кореи. Иными словами, теперь российским покупателям, которые и так стоят в многомесячных очередях за автомобилями корейских марок (до полугода), придется ждать еще дольше. Например, по пессимистичным прогнозам представителя компании Hyundai, сроки поставок автомобилей этой марки могут сдвинуться на два месяца. Российские эксперты, хотя и не склонны настолько драматизировать ситуацию, тем не менее соглашаются, что теперь продукция корейских автозаводов может стать еще большим дефицитом, и прогнозируют, что ажиотажный спрос на качественные и при этом сравнительно недорогие корейские автомобили будет держаться еще очень долго.

В конце июня на заводах Hyundai бастовала 41 тысяча рабочих, а на заводах KIA Motors - 23 тысячи. Они требовали увеличения зарплаты и установления нормированного рабочего дня. Однодневный простой для заводов Hyundai означал потерю 11600 автомобилей и убытки в 140 млн долл., для заводов KIA Motors - 5300 автомобилей и 64 млн долл. соответственно. Забастовки в общей сложности продолжались два дня и были прекращены после того, как 1 июля руководство компаний согласилось поднять рабочим заработную плату, снизив при этом размер требуемых надбавок.

Сборщики корейских автомобилей в России не исключают негативных последствий забастовки для своего бизнеса. 'Забастовка пока никак не отразилась на поставках комплектующих для KIA, поскольку у нас достаточно длинная логистическая цепочка.Но в ближайшее время определенные сбои, конечно, возможны', - прокомментировал ситуацию RBC daily Павел Лешаков, пресс-секретарь компании 'Автотор' (Калининградская обл.). По его словам, полностью из Южной Кореи на предприятие поставляются автокомплекты для KIA Rio, KIA Magentis и KIA Carnival. Несколько иная ситуация лишь с KIA Sportage, для которой на российских и белорусских предприятиях производятся передние и задние карданные валов, глушители, нейтрализаторы, задние амортизаторы, кронштейны запасного колеса и 'мелочевка' вроде ковриков, домкратов и инструментальных сумок. На Таганрогском автозаводе - еще одном предприятии, занимающемся сборкой корейских автомобилей (Hyundai-Accent), - RBC daily сообщили, что перебоев с поставками комплектующих из-за забастовки у них пока нет, но более подробный комментарий дать не смогли.

В свою очередь отечественные дилеры KIA и Hyundai называют забастовку 'неприятным форс-мажорным событием'. 'Конечно, если какое-то время автомобили этими фирмами не производились, то следует ожидать, что в Россию будет поставлено меньше машин, чем планировалось', - сказал RBC daily Сергей Алексейчук, вице-президент ассоциации 'Российские автомобильные дилеры' (РОАД). По его словам, по своим последствиям забастовка может быть сравнима с недавним происшествием, когда недалеко от Сингапура паром, который перевозил корейские автомобили в Европу (на нем было также 700 машин из российской квоты), столкнулся с баржей и затонул. Если же говорить конкретно, то, по пессимистичному прогнозу представителя Hyundai Марка Орландо, теперь дилерам к обычным срокам доставки машин придется добавить около 2 месяцев.

Правда, эксперты с этой точкой зрения не согласны. 'Поставки корейских автомобилей и автокомплектов происходят, как правило, морем, а не по железной дороге. При хорошей организации поставка автомобиля происходит за 3-4 месяца, нормальный же срок - это полгода. То есть реальные последствия забастовки - увеличение очередей на 'корейцев' - могут наступить только осенью - зимой. Однако их не стоит преувеличивать. Как правило, автопроизводители в подобных ситуациях компенсируют поставки на внешний рынок за счет внутреннего. Но поскольку корейские производители поставляют свою продукцию в основном за рубеж, у них вряд ли будут провалы на внешнем рынке. Поэтому срок поставок автомобилей в Россию вряд ли сдвинется на два месяца', - сказал RBC daily Владимир Скопцов, эксперт консультационной компании BKG.

Но факт остается фактом: на российском рынке сегодня сохраняется большой дефицит недорогих иномарок, и в особенности - корейских машин. Например, те 7 тысяч автомобилей, что в 2004 г. планирует импортировать в Россию KIA Motors, и более 10 тысяч автомобилей KIA, которые в этом году будут собраны 'Автотором', в нынешних условиях - это капля в море. 'Это автомобили хорошего качества, которые изначально являлись клонами продукции западных автопроизводителей, кроме того, уже сейчас в России существует очень большое количество сервисных центров KIA и Hyundai, что является дополнительным привлекательным моментом для их покупателей', - говорит Владимир Скопцов. Кроме того, очевидно, что ситуация с многомесячными очередями на корейские автомобили, сегодня и так непростая, до конца этого года только усложнится. 'Спрос на иномарки в России может насытиться пока только теоретически - скажем, если завод компании Ford во Всеволожске (Ленинградская обл.) увеличит выпуск Ford Focus в два раза или 'Автофрамос' начнет производить десятки тысяч недорогих Renault Logan', - говорит Владимир Скопцов. Но пока что явных предпосылок, по его словам, для этого нет. Например, японские автопроизводители, чья продукция также очень востребована в России, пока что не спешат строить в России свои предприятия, ограничиваясь небольшими импортными поставками.

Отдел компаний

Андрей Сердечнов, 05.07.2004
Сообщает http://www.rbcdaily.ru