На очередном совещании с оптовиками, завозящими на территорию Удмуртии спиртсодержащие 'композиции' ('Троя', 'Ясон' и др. всевозможные 'ароматы'), состоявшемся в Минторге УР неделю назад, на столе, вокруг которого расположились десятка два собравшихся, стояла симпатичная 200-граммовая плоская стеклянная бутылочка, в каких мы привыкли видеть популярные сорта водки или коньяка. Но на ее скромной этикетке было написано загадочное имя - 'Марат'.

 

Как рассказала журналистам замминистра Галина Трегубова (именно она и проводила это совещание), такие мероприятия проводятся регулярно, раз в месяц, и имеют своей целью неусыпный контроль за тем, чтобы торговцы придерживались хотя бы каких-то рамок, как то: наличие торгово-транспортных накладных, удостоверений качества и сертификатов соответствия. Большего с них потребовать не могут, хотя для всех очевидна главная проблема со спиртсодержащими жидкостями - благодаря лоббистам на федеральном уровне вся эта огромная лавина дешевого дурмана выведена из-под акциза, которым облагается алкогольная продукция. По подсчетам специалистов Минторга УР, объем реализации 'ясонов' составляет примерно 20 процентов от всего сбыта алкогольной продукции.

Но даже не то главное, что мимо казны уплывают серьезные деньги. Страшнее, по словам Галины Аркадьевны, то, что эти жидкости содержат яд, опасный для здоровья (диэтилфталат), который из организма не выводится, там накапливается и в итоге может стать (а зачастую и становится) причиной летального исхода. А 'умные' производители (завозят эту дурь в основном из Владикавказа и Санкт-Петербурга) не сообщают на этикетке, что 'напиток' опасен для вашего здоровья, что это - продукция не пищевого, а бытового назначения.

Как в случае с новым 'Маратом', производители даже специально обманывают людей, ведь он ('Марат') разлит в такую же тару, укупорен такой же красной крышечкой с винтовой резьбой, что и водка или коньяк. А по цене гораздо дешевле. По словам замминистра, основные потребители этого 'ширпотреба' проживают на селе, что и понятно, ведь уровень жизни и доходов населения там намного ниже, чем в городах республики.