Источник: РБК

За полугодие в России было продано свыше 11,8 млн новых сотовых телефонов. Во II квартале 2004 года, по данным компании "Евросеть", в целом по России было продано порядка 6,7 млн телефонов, что на 15% больше, чем в 1 квартале. В том числе, на долю этой сети во II квартале пришлось 780 тыс. проданных сотовых трубок.

По словам PR-менеджера сети "Техмаркет" Оксаны Хрусталь, основная тенденция рынка в настоящее время - смещение спроса от покупателей первых телефонов к опытным пользователям, приобретающим новый телефон на замену старому. Как следствие, происходит повышение средней стоимости продаваемого телефона и его технической оснащенности. При этом возрастает квалификация покупателей, прежде всего московских. Соответственно, это стимулирует спрос на телефоны, оснащенные последними мультимедийными функциями, хорошим цветным дисплеем, качественной полифонией, возможностью загрузки игр, мелодий. Все более значимым становится наличие в телефоне фотокамеры. Во втором полугодии эта тенденция станет еще более заметной за счет снижения цен на аппараты с VGA -камерами и появлением аппаратов с мегапиксельными камерами.

'В первом полугодии прослеживалась основная покупательская тенденция - замена или обновление телефонов, потребители меняли устаревшие модели на более продвинутые, оснащенные новыми функциями, такими как - цветной экран, полифония, камера, Bluetooth. Также хотелось бы отметить изменения потребительских предпочтений относительно форм факторов телефонов, продажи телефонов 'раскладушек' в первом полугодии увеличились с 10% до 25%', - отмечает коммерческий директор компании 'Максус' (cеть центров мобильной связи 'Связной') Деннис Людковский.

Еще одна тенденция рынка - постепенно все больше стирается грань между наиболее совершенными моделями и смартфонами и, соответственно, между самартфонами и КПК. Это тенденция будущего, к этому идет рынок. Наибольшую популярность эта категория телефонов найдет у бизнес-пользователей.

Имиджевый сегмент остается практически без изменений: меняется только мода на форм-фактор. Если год назад основным форм-фактором имиджевых моделей была 'раскладушка', то сейчас - слайдер, а также оригинальные механизмы открытия. В свою очередь растет спрос на раскладушки в среднем ценовом сегменте. По словам Д.Людковского, за полгода доля 'раскладушек' в общем объеме продаж выросла с 10% до 25%.

За последние три месяца на рынке не происходило заметных изменений долей основных брендов. Как и прогнозировалось, во втором квартале наблюдалась стабилизация продаж компании Motorola, Samsung на уровне первого квартала, и только продажи Nokia вследствие больших товарных остатков несколько упали.

По прежнему основные компании-продавцы активно развивают свои дилерские сети, особенно в регионах. По словам PR-директора компании "Евросеть" Татьяны Гуляевой, компания на сегодняшний день представлена 550 салонами связи, до конца года по всей России общее количество салонов связи "Евросеть" превысит 900.

'Связной' же ежемесячно открывает до 30 центров мобильной связи, большинство из которых расположены в регионах России. В этом году нашей компанией были открыты два крупных региональных представительства - 'Связной Татарстан' и 'Связной Урал', объединившие контроль развития сети в крупнейших городах этих регионов. До конца этого года появится еще три крупных региональных представительства 'Связной' в крупнейших регионах России.

С развитием официальных поставщиков постепенно изживает себя проблема 'серых' телефонов,т.к. в настоящий момент все крупные игроки рынка могут предложить достойную и более адекватную альтернативу 'серым' продавцам, по уровню ассортимента, цен, а главное качества и гарантии товаров. Как отметили в компании 'Техмаркет', 'доля 'серого' рынка напрямую зависит от политики государственных органов надзора. При оперативной сертификации новинок и достаточных поставках оборудования вендорами доля несертифицированных телефонов будет минимальна'.

Будущее также представляется дилерским компаниям довольно радужным. Так, 'Евросеть' прогнозирует рост рынка до конца года до 30 млн шт. По словам Т.Гуляевой, 'в III квартале, как прогнозируется, будет продано около 7,5 млн трубок, а в IV квартале - порядка 10 млн шт. Самая серьезная проблема, которая часто возникает в конце года - дефицит сотовых телефонов, вызвана она обычно недооценкой потенциала российского рынка'.

Иностранные аналитические компании более сдержаны в своих прогнозах развития российского рынка мобильных телефонов. Согласно прогнозу международной исследовательской компании International Data Corporation (IDC), рынок мобильных телефонов в России в 2004 году может вырасти на 40% и составить 23 млн. аппаратов.

Самые популярные марки сотовых телефонов в I пол. 2004г.
  Марка %
1. SIEMENS 32.90
2. MOTOROLA 23.71
3. SAMSUNG 20.62
4. NOKIA 14.23
5. ДРУГИЕ 8.54