Минфин предлагает компаниям включать в советы директоров представителей государства - вне зависимости от степени государственного участия в капитале

Представители государства должны иметь возможность входить в состав советов директоров компаний в качестве независимых директоров. Такое мнение высказал во вторник в ходе заседания круглого стола, посвященного практике работы советов директоров, глава Департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин. Он предложил исключить из Кодекса корпоративного поведения норму, запрещающую представителям государства становиться независимыми директорами. Аналитики полагают, что в принципе эта идея может иметь право на существование. Однако как в этом случае соблюсти баланс интересов государства и частного бизнеса и как обеспечить подлинную независимость такого директора - они сказать не могут. А представители бизнеса восприняли предложение Минфина негативно. По их мнению, оно как нельзя лучше укладывается в логику нынешней политики властей, направленную на 'огосударствление' многих отраслей экономики.

В Кодексе корпоративного поведения, разработанном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) РФ в 2003 г., сказано, что советы директоров предприятий должны иметь в своем составе независимых директоров, которые, однако, не могут быть представителями государства. Именно это положение и предлагает отменить Алексей Саватюгин. 'Представитель государства может быть более независимым, чем представитель корпорации, поскольку за ним стоят силы более мощные, чем за любой корпорацией, и в ряде случаев он может представлять более широкий круг интересов', - считает он. При этом г-н Саватюгин отметил, что представитель государства, входящий в совет директоров в качестве независимого директора, необязательно должен быть государственным чиновником. Кроме того, по его мнению, в советы директоров предприятий с государственным участием должны входить независимые директора. 'Общественный контроль за деятельностью государства тоже необходим', - сказал он. При этом г-н Саватюгин подчеркнул, что в таких ключевых организациях, связанных с пенсионной реформой, как Внешэкономбанк, Объединенная депозитарная компания и Пенсионный фонд РФ, 'либо нет советов директоров, либо в советах директоров нет представителей государства'. Также, по его словам, представители государства отсутствуют в совете директоров Сбербанка, 60% акций которого находятся в государственной собственности.

Заявление г-на Саватюгина, надо признать, несколько озадачило аналитиков. Можно начать хотя бы с того, что в наблюдательном совете (аналоге совета директоров) Сбербанка представители государства все же есть, и их немало. Среди них - первые лица Центрального банка и представители администрации президента. Кроме того, разделились мнения экспертов и относительно того, что именно имел в виду Алексей Саватюгин. Одна из трактовок его заявления: государство предлагает частным компаниям добровольно приглашать в советы директоров представителей государства. 'Конфликта интересов в том, что предлагает Минфин, я не вижу - при условии, что изменения в Кодекс будут поддержаны рынком, а представители государства будут избираться путем прозрачной процедуры, а не под давлением административного ресурса, - сказала RBC daily аналитик ИК 'Тройка Диалог' Елена Красницкая. - Важно помнить, что Кодекс носит рекомендательный характер, что частные компании должны иметь право выбора, и не подменять понятие корпоративного управления госуправлением'. Впрочем, едва ли сейчас кто-либо может дать гарантии, что административный ресурс не будет использоваться, если идее г-на Саватюгина будет дан дальнейший ход.

'Теоретически можно предположить, что собственники отдельных частных компаний могут голосовать за представителей правительства, с учетом его опыта, связей и возможности лоббировать интересы компании на региональном или государственном уровне, - продолжает Елена Красницкая. - Скорее всего, такая компания захочет видеть в совете госчиновника, занимающего ключевой пост в отраслевом министерстве или в другом отраслевом ведомстве. Давайте предоставим частным собственникам право самим решать, кого они хотят видеть в совете директоров своих компаний'. Впрочем, несложно представить, что в этом случае членами совета директоров большинства мало-мальски значимых российских компаний могут стать, например, генеральный прокурор или глава Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. 'Как при этом соблюсти баланс интересов, что крайне важно, чтобы обеспечить независимость такого директора? Я такого рецепта не знаю. И я не знаю, есть ли он у Минфина, - признает Елена Красницкая. - До сих пор в компаниях с госучастием использовалась практика, когда госчиновник не может получать вознаграждение за свою работу от компании. А как он может считаться независимым от государства, получая зарплату госчиновника?'

'Нам известны случаи, когда в совете директоров некоторых компаний представители государства занимали независимую позицию, направленную на повышение стоимости компании, - сказал RBC daily аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Роман Сычев. - Но это, как правило, работает тогда, когда государство является миноритарным акционером. Если оно является контролирующим или даже блокирующим акционером, то при принятии решений представителями государства нередки конфликты интересов государства и самой компании'. По его мнению, если лицо, выдвигаемое в совет директоров государством, будет отстаивать 'действительно независимую' позицию, то в этом случае его роль никак не будет отличаться от роли независимого директора. 'Он должен в первую очередь преследовать цель повышения стоимости компании, - отмечает г-н Сычев. - Если же представитель правительства будет отстаивать интересы государства и будет голосовать по директивам, то он перестанет быть независимым'. Впрочем, аналитик S&P признает, что, как правило, когда государство выдвигает представителей в совет директоров, то преследует не только рыночные цели, но и цели государственного управления. 'А сочетание независимой позиции с целями государственного управления - это сейчас редкость', - добавляет он.

Впрочем, возможна и другая трактовка заявления чиновника Минфина. 'Типичная картина, когда в советах директоров компаний с государственным участием есть представители государства, но нет независимых директоров, что не способствует имиджу среди инвесторов и идет вразрез с заявлениями представителей государства о совершенствовании корпоративного управления в России, - говорит Елена Красницкая. - Поэтому в идее Минфина мне видится желание и Кодекс обновить, и имидж госкомпаний повысить. Кроме того, возможно, государство сможет голосовать за людей, традиционно представляющих интересы миноритариев и не являющихся госслужащими'. Таким образом, по мнению участников рынка, поправка в Кодекс о корпоративном управлении позволит выбрать из числа представителей государства людей, которые будут играть роль независимых директоров. Впрочем, и тут не все гладко. Во-первых, инвесторам достаточно будет заглянуть в curriculum vitae такого 'независимого директора', для того чтобы понять, чьи интересы он будет отстаивать. Кроме того, нет твердой уверенности в том, что представители государства могут эффективно работать в совете директоров. 'Обсуждая целесообразность такого шага, надо учитывать фактор эффективности работы госчиновников в советах директоров, а это, на мой взгляд, было и остается слабым местом предлагаемой концепции, - отмечает г-жа Красницкая. - Как показывает опыт, представители государства - это самая пассивная группа в советах директоров: они всегда голосуют по инструкции своего ведомства и не проявляют инициативы в вопросах корпоративного управления. Между тем от независимого директора всегда ждут большей активности, ждут, что он будет публичной фигурой, а также будет подотчетен всем акционерам и доступен для инвесторов'.

Но если аналитики в принципе не исключают, что идея Алексея Саватюгина может сработать, то сами бизнесмены так не думают. 'В нашей компании был представитель государства, когда мы имели отношения с АРКО, - сказал RBC daily первый заместитель председателя правления 'Альфа-Банка' Олег Сысуев. - Но тогда государство дало нам кредит на развитие филиальной сети, а в обмен АРКО был предоставлен в управление 25%-ный пакет акций 'Альфа-Банка'. И это было нормально'. Однако к возможности введения чиновников в совет директоров стопроцентно частной компании вне подобных обстоятельств г-н Сысуев относится отрицательно. 'Понятно, что в современной России трудно говорить о большом выборе сильных и независимых людей, но предложение, что такими людьми могут стать представители государства, - это ошибка, - отмечает он. - И она будет серьезно отдалять нас от стандартов цивилизованного корпоративного управления'. Впрочем, первый зампред правления 'Альфа-Банка' надеется на лучшее и не считает предложение Минфина по-настоящему серьезным. 'Я вообще не стал бы серьезно оценивать это заявление. Не думаю, что оно является началом некоей спланированной кампании: по крайней мере, ни в официальных, ни в кулуарных беседах я о таких идеях не слышал, - говорит он. - Хотя это высказывание неплохо ложится на то, что сейчас происходит с 'огосударствлением' многого, что раньше было частным. Возможно, у этого чиновника просто не так уж часто появляется возможность выступить перед микрофоном'.

Отдел экономики

Антон Попов, 28.07.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru