Опальная нефтяная компания не остановила экспорт по железной дороге, несмотря на проблемы с оплатой услуг РЖД

Самые страшные опасения участников нефтяного рынка не оправдались - НК 'ЮКОС' не остановила вчера экспортные поставки нефти по железной дороге. Ранее огласку получила неподтвержденная информация о том, что предоплаты ЮКОСа за услуги ОАО 'РЖД' хватит только до 10 августа. Однако в РЖД RBC daily сообщили, что с нефтяной компанией действует некое соглашение, по которому поставки не прекратятся. Подробности не разглашаются, а опрошенные нашим изданием эксперты полагают, что РЖД и ЮКОС сменили схему оплату поставок. Вероятно, что отныне услуги транспортников оплачиваются не НК 'ЮКОС', средства на счетах которой арестованы, а ее добывающими 'дочками' или трейдерскими компаниями - покупателями нефти. Впрочем, ЮКОС все же начал сокращать поставки нефти на второстепенных направлениях. Специалисты почти уверены, что компания навсегда теряет эти каналы сбыта, которые уже в ближайшее время могут занять конкуренты.

НК 'ЮКОС' ежесуточно добывает около 1,72 млн баррелей нефти, что составляет 2% мирового производства, из них на экспорт уходит около 1,2 млн баррелей. По состоянию на начало 2004 г. около 42% экспортных поставок компании осуществлялись комбинированным способом (как трубопроводным, так и железнодорожным, речным и морским транспортом). В связи с арестом счетов ЮКОСа в рамках исполнительного производства по иску МНС РФ по налоговой задолженности за 2000 г. нефтяная компания испытывает сложности с оплатой транспортных услуг. Ранее представители компании заявляли, что до конца августа экспорт нефти ЮКОСа оплачен. Однако на днях появилась информация о том, что оплата произведена только за услуги 'Транснефти', а ОАО 'Российские железные дороги' получило деньги за транспортировку нефти в объеме, достаточном только до 10 августа. В связи с этим ряд экспертов опасались, что со вчерашнего дня экспорт нефти ЮКОСа по железной дороге мог прекратиться.

Однако этого не произошло, и ОАО 'РЖД' не остановило экспорт нефти ЮКОСа. В пресс-службе РЖД RBC daily не стали комментировать отношения с ЮКОСом, сообщив только, что существует 'договоренность, согласно которой мы будем продолжать работать с этим клиентом и на данный момент работаем'. Опасений относительно возможности прекращения экспорта нефти ЮКОСа не испытывают и в 'Транснефти'. Как сообщил Reuters вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев, проблем с оплатой поставок нефтяной компании не существует, и в 20-х числах августа ожидается поступление средств в счет оплаты услуг транспортников за сентябрь.

По мнению экспертов, решить вопрос с оплатой транспортных услуг ЮКОС смог, изменив схему расчетов. 'Существуют по крайней мере два варианта обхода ЮКОСом ограничений, вызванных арестом счетов головной компании, - сказал RBC daily аналитик Банка ЗЕНИТ Сергей Суверов. - Во-первых, оплату транспортных услуг могут производить добывающие 'дочки' ЮКОСа, которые пока обладают свободными денежными средствами и могут беспрепятственно ими распоряжаться'. Нельзя забывать, что добывающим 'дочкам' нефтяной компании ('Юганскнефтегазу' и 'Самаранефтегазу') недавно были обещаны кредиты от зарегистрированного в Люксембурге YUKOS Capital S.a.r.l. Тогда некоторые аналитики посчитали, что наличие задолженности может облегчить Group Menatep оперативный контроль за добывающими активами ЮКОСа в случае банкротства компании. Теперь, очевидно, этим кредитам может быть дано еще одно объяснение: обеспечить бесперебойные поставки и тем самым избежать преждевременного банкротства. 'Во-вторых, - продолжает Сергей Суверов, - теоретически возможно, что оплачивать поставки нефти стали ее покупатели - трейдерские компании. В таком случае часть оплаты за топливо они производят на счета ЮКОСа, а часть - на счета РЖД'. Получить официальное подтверждение или опровержение этой версии у представителей ЮКОСа накануне выхода статьи не удалось.

Однако эксперты отмечают, что подобные схемы могут носить временный характер хотя бы из-за того, что средства на счетах добывающих 'дочек' ЮКОСа рано или поздно закончатся. В таком случае компания вновь столкнется с проблемой оплаты экспорта. Мнения специалистов относительно того, может ли это все-таки привести к сокращению поставок российской нефти на международные рынки, разделились. По мнению экспертов ИК 'ОФГ', несмотря на проблемы с ликвидностью и текущие судебные действия в отношении компании, добыча и экспорт нефти ЮКОСом, скорее всего, продолжатся без ущерба для международных сырьевых рынков. Эту точку зрения разделяет и Сергей Суверов. 'Цена вопроса очень высока, и, скорее всего, будут найдены компромиссы по части операционной деятельности ЮКОСа. Ведь остановка экспорта нефти компании приведет к нестабильности на европейском топливном рынке. Что же касается компании как бизнес-единицы, то все идет к тому, что ЮКОС станет банкротом', - считает он. Но такую точку зрения разделяют не все эксперты. 'Если верить заверениям представителей властей, потребители нефти ЮКОСа не пострадают. Пока непонятно, каким образом будут обеспечены интересы потребителей, - сказал RBC daily эксперт ИГ 'Антанта-Капитал' Александр Блохин. - Не исключено, что Кремль не станет помогать ЮКОСу с обеспечением поставок и попросту сделает так, чтобы нефть ЮКОСа была заменена нефтью других компаний'.

Впрочем, по данным RBC daily, ЮКОС уже начал сокращать поставки нефти на второстепенных направлениях. В частности, с конца I квартала 2004 г. он сократил, а с мая практически прекратил перевалку нефти через Феодосийский морской торговый порт (Украина). Полугодовой объем нефтеперевалки через порт составил 3,861 млн т, что меньше на 28,8% (или более чем на 1 млн т), чем за аналогичный период 2003 г. В настоящее время администрация порта ищет другую компанию-поставщика, которая бы сменила ЮКОС. А один из участников рынка сообщил RBC daily, что ЮКОС срывает график поставок нефтепродуктов в Воронежскую область. Позже эту информацию официально озвучил губернатор региона Владимир Кулаков. По мнению экспертов, это грозит ЮКОСу потерей этих рынков и направлений сбыта, поскольку из-за недостатка транспортных мощностей они могут быть интересны практически любой российской ВИНК.

Отдел компаний

Дмитрий Коптюбенко, 11.08.2004