Две трети потенциальных заемщиков еще не обращались в банки за кредитами. Потребители постепенно учатся разбираться в тонкостях кредитования и выбирают между экспресс-кредитами и кредитными картами

Опрос, проведенный RBC daily и call-центром 'Горячие линии' группы компаний Imageland, показал, что примерно две трети потенциальных заемщиков в Москве еще ни разу не обращались за кредитом в банки. Причем речь идет не только об экспресс-кредитах, но и о займах на приобретение автомобилей и жилья. Среди респондентов только 28% уже имеют какой-то опыт кредитования, остальные пока готовятся к жизни в долг. Заемные средства нужны чаще всего в том случае, когда не хочется откладывать дорогую покупку. Однако граждане не спешат обращаться за деньгами, потому что не доверяют рекламе процентов по кредитам.

В ходе опроса (в нем приняло участие 300 человек, проживающих в Москве) выяснилось, что среди тех, кто уже одалживал деньги у банка, наибольшей популярностью пользуются кредиты на покупку бытовой техники и электроники (27%) и заем 'на неотложные нужды' (20%) - эти средства могут идти на любые цели. За кредитом обращаются тогда, когда совсем не хочется откладывать покупку (33%) или просто невозможно скопить требуемую сумму (36%). Хорошая новость для банков: еще 22% граждан обратятся за кредитом, если не смогут собрать требуемую сумму по знакомым.

Плохая новость для коммерческих банков - большинство граждан в первую очередь обратятся в Сбербанк, он первым приходит на ум каждому четвертому заемщику. Далее в списке популярности следуют банк 'Русский Стандарт' (о нем вспомнили 15% участников опроса) и 'Альфа-Банк' (5%). Значительная часть заемщиков - 21% - будет выбирать банк в последний момент. Главным критерием для них станут выгодные условия кредитования (такой ответ дали 67% респондентов) или работа банка в месте продажи товара или услуги. На выбор банка в магазине также могут повлиять продавцы или реклама на ценниках (указания первого взноса по кредитной схеме рядом с ценой вещи). 'Многие из наших клиентов видели рекламу банка в магазине, - заявили RBC daily в банке Home Credit Finance Bank. - Рекомендации продавцов также влияют на решение покупателей оформить кредит в конкретном банке'. Поэтому большинство банков делает упор на продвижении своих кредитов прямо в местах продажи.

Впрочем, такая реклама не вызывает полного доверия у потребителей. Так, 42% опрошенных заявили, что при оценке кредита будут в первую очередь смотреть 'на реальные, а не рекламные проценты', во вторую очередь они поинтересуются ежемесячным размером выплат (27% респондентов). В прошлом году МАП (ныне ФАС) пыталось уличить банки в том, что они не говорят клиентам обо всех нюансах кредитования: в частности, рекламируя проценты по кредитам, 'забывали' рассказать о комиссиях за перевод средств и банковское обслуживание. После этого кредитные учреждения стали особо обращать внимание клиентов на те пункты договора о кредитовании, где говорится об условиях погашения займа. 'В своих рекламно-информационных материалах мы сообщаем о том, что за перевод средств в счет погашения кредитной задолженности организации (почтовые или банковские отделения) взимают комиссию, - спорит с ФАС представитель Home Credit. - Эта же информация, а также размер комиссии за открытие и ведение счета и процент годовых указаны в условиях кредитного договора и в извещениях, которые ежемесячно приходят на адрес заемщика'.

Возможно, банки и пойдут на большую открытость в сегменте кредитования покупок, однако пока у них нет для этого особых причин. 'На рынке экспресс-кредитования нет жесткой конкуренции, - сказал RBC daily банковский аналитик Михаил Смирнов. - Проблема может возникнуть только в одном случае - если торговая сеть вдруг не захочет работать с тем или иным банком. Такое возможно, когда стороны не могут договориться об условиях организации кредитования (нередко они субсидируют ставку по кредиту для покупателей. - RBC daily)'. 'Говорить о серьезной конкуренции на этом рынке рано, он только начал развиваться и имеет огромный потенциал', - соглашается с мнением консультанта собеседник RBC daily в Home Credit.

Впрочем, уже скоро банкам, набившим руку на экспресс-кредитовании, придется привыкать к конкуренции. Как показал опрос, большинство граждан собирается занимать от 500 до 2000 долл. (42% респондентов). Такую сумму уже сегодня можно получить не только в виде целевого кредита, но и в рамках лимита по кредитной карте. Тем более что по кредитке не надо платить за досрочный возврат кредита - такого понятия нет: процент начисляется в зависимости от срока пользования средствами (78% респондентов заявили, что готовы погасить кредит досрочно). Показательно, что даже обычные комбанки стремятся приблизить кредиты к карточным стандартам. 'Схема предоставления кредита в 'Альфа-Банке' в настоящее время представляет собой бессрочное пользование кредитом, - сказал RBC daily Виктор Орловский, директор по развитию и сопровождению продуктов 'Альфа-Банка'. - Если клиент не нарушает договор о кредитовании, он может пользоваться кредитом бессрочно'. Правда, подобные продукты не во всем повторяют традиционные банковские карты. Такой кредит, как правило, выдается на определенную покупку либо в торговых сетях - партнерах банка, либо там, где принимают карточки конкретного банка, в то время как полноценная кредитная карта позволяет тратить деньги на что угодно в любом месте, где принимается Visa или MasterCard. Неслучайно банк 'Русский Стандарт' предлагает своим клиентам и собственные кредитки - они принимаются в регионах присутствия банка - и револьверную кредитную карту.

По оценкам аналитиков, будущее потребительского кредитования за банковскими кредитными картами, поскольку они позволяют самим банкам лучше знать своего клиента. 'Анкетирование (обязательная процедура при выдаче экспресс-кредита. - RBC daily) позволяет собирать информацию о заемщиках, однако это разовая информация, в то время как кредитные карты позволяют оценивать клиента постоянно', - приводит пример Михаил Смирнов. 'История по кредитной карте всегда хранится в банке-эмитенте, у нас есть данные о движении по счету клиента, их также имеет и платежная система, - сообщили RBC daily в крупном столичном банке. - Поэтому проблем с контролем за платежами и тратами заемщиков не возникает'.

Источник http://www.rbcdaily.ru