МПР насобирает денег на экологию у промышленников. Но нескоро

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев сделал сегодня сюрприз российским экологам. Глава природоохранного ведомства сообщил, что штрафы за сброс неочищенных промышленных и бытовых стоков в России должны быть доведены до мирового уровня. Однако, как стало известно RBC daily, в настоящее время существует три версии законопроектов по природоохранному пользованию, и ни в одной из них суммы экоштрафов значительно не увеличены.

Как рассказал RBC daily источник, знакомый с текстами законопроектов, инициаторами поправок в природное законодательство стали депутат Госдумы Владимир Грачев, Торгово-промышленная палата и само Минприроды. Как отметил наш собеседник, версии существенно друг от друга не отличаются. Разница заключается в том, куда предлагается направлять средства, полученные от эконарушителей. Вариантов, как и законопроектов, три: в федеральный бюджет, во вновь созданный экологический фонд, а также в 'механизм принудительных инвестиций', согласно которому 'экологические деньги' будут целенаправленно вкладываться в очистные сооружения. Что же касается новых штрафов, то, как отметил наш собеседник, 'никакого значительного прироста там не наблюдается'. Пока неизвестно, какой из законопроектов доберется до правительства, однако в любом случае очевидно, что в ближайшем будущем мировой экологический уровень России не грозит, о чем не преминул косвенно заявить Юрий Трутнев. 'Очевидно, что это нельзя сделать одним шагом, но очень хочется, чтобы шкала платежей за сборы была прогрессивной', - отметил он.

Между тем стоит отметить, что российским предприятиям не поздоровится, если обещания Минприроды станут явью. В Германии, например, существует такое понятие, как 'единица загрязнения', и там выброс 50 мг ртути обходится немецким бизнесменам в 30 евро, а русским - в 3-5 рублей. Как уточнил сам Юрий Трутнев, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях штраф с юридических лиц, нанесших ущерб экологии, не превышает тысячи МРОТ, или 100 тыс руб. Но это сейчас.

Кстати говоря, проблема заключается не только в сумме, которую должны выплатить загрязнители экологии, но и в том, куда эти средства пойдут. На сегодняшний день штрафы направляются в федеральный бюджет.

'Складывается парадоксальная ситуация. Чем больше предприниматель проводит природоохранных мероприятий, тем меньше ты платишь в федеральный бюджет и таким образом оказываешься антипатриотом', - сказал RBC daily Алексей Киселев, координатор токсической кампании GreenPeace. По его словам, сложность заключается и в том, что сейчас в системе управления природоохранного пользования существуют два надзорных органа. Один закреплен за МПР и занимается преимущественно экологией водных и лесных ресурсов, а также соблюдением правил недропользования. Другой подчиняется премьер-министру и следит за чистотой воздуха и отходами. 'Базовый комплекс расчленен, и непонятно, кто будет восстанавливать всю систему. Получаются просто мертворожденные структуры', - говорит г-н Киселев.

Сейчас, отмечают экологи, самый большой ущерб окружающей среде наносят металлургические, химические и нефтехимические, а также целлюлозно-бумажные предприятия. Лидером в этом сомнительном рейтинге эксперты единодушно называют ГМК 'Норильский никель', который, по словам экоспециалистов, примерно год назад даже добился прекращения действия 132 правительственного постановления, связанного с платежами за экологические нарушения. Дело в том, что долги за выбросы вредных веществ у 'Норникеля' превышали 1 млрд долл., и компания использовала свои лоббистские возможности, чтобы избежать уплаты налогов, найдя несоответствие в постановлении и в одном из правовых кодексов. Но несмотря на агрессивное отношение экологов к металлургической компании, 'Норильский никель' чувствует себя уверенно.

Как рассказала RBC daily представитель 'Норильского никеля' Елена Ковалева, компания разработала экологическую программу, согласно которой собирается вложить в модернизацию очистных сооружений и строительство новых объектов, которые позволят утилизировать вредные отходы без ущерба для атмосферы, 1 млрд 200 млн долл. в течение 10 лет. Однако промышленники считают, что идея МПР хороша, но трудноосуществима. Дело в том, что количество выбрасываемых в предприятия вредных веществ может сократиться только при одном условии: если будут обновлены очистные сооружения. Сейчас в России около 80% природоохранного технологического комплекса изношено. Так как государство его обновлением не занимается, то надежда остается только на самих предпринимателей. Сейчас многие промышленники вкладывают значительные средства в очистные сооружения, однако резко усиливать штрафные санкции будет по меньшей мере нелогично.

'Если сейчас резко увеличить штрафы, то предприятию придется выбирать: платить штрафы или инвестировать в модернизацию своих технологий', - отметила Елена Ковалева.

Отдел экономики

Екатерина Гуркина
Источник http://www.rbcdaily.ru