Рентабельность продаж продукции ведущего российского автопроизводителя в первом полугодии 2004 г. выросла в полтора раза

В начале этой недели ОАО 'АвтоВАЗ' обнародовало итоги своей производственно-хозяйственной деятельности за первое полугодие 2004 г. Согласно данным отчета, тольяттинский автопроизводитель в первом полугодии добился значительного улучшения финансовых показателей, в частности - увеличения чистой прибыли в 2,5 раза по сравнению с первым полугодием 2003 г. А одним из основных достижений АвтоВАЗа, отмеченных в отчете за упомянутый период, стал рост рентабельности продаж, которая по сравнению с первым полугодием 2003 г. выросла в полтора раза.

В полугодовом отчете предприятия говорится о том, что за 6 месяцев 2004 г. в ОАО 'АвтоВАЗ' произведено более 349 тыс. автомобилей. Дилерам и дистрибьюторам за этот период было продано 353 тыс. машин. Выручка предприятия от реализации продукции, работ и услуг достигла 59,889 млрд рублей, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года, показатель EBITDA (прибыль до налогов, процентов и амортизации) составил 7,885 млрд рублей, а чистая прибыль - 3,57 млрд рублей, что в 1,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2002 г. и в 2,5 раза - показатель 2003 г. Основные финансовые коэффициенты, характеризующие финансовое состояние АвтоВАЗа, имеют положительную динамику и превысили пороги минимально рекомендуемых значений. Так, коэффициент текущей ликвидности составил 1,25 при рекомендуемых значениях от 1 до 2, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,2 при рекомендуемом значении не ниже 0,1. На основании этих цифр в докладе сделан вывод о ликвидности баланса предприятия.

Примечательно, что одним из основных достижений АвтоВАЗа, упомянутых в нынешнем отчете, стал рост рентабельности продаж, которая вернулась к уровню 2002 г. и составила 13,2% (в первом полугодии 2003 г. - 8,6%). На самом АвтоВАЗе это связывают с тем, что в прошлом году на заводе была развернута серьезная работа по снижению расходов по всем видам деятельности. 'Первое полугодие 2003 г. в отношении количества выпущенных машин для АвтоВАЗа, как и для других российских производителей, было непростым', - комментирует RBC daily ситуацию Виктор Пашков, начальник аналитического отдела 'АСМ-Холдинга'. В первом полугодии (2003 г. - RBC daily) наблюдался рост себестоимости автомобиля, что обусловлено ростом цен на материалы (8,17%) и комплектующие (4,13%). Затраты на энергоносители увеличились на 31,5% по сравнению с первым полугодием 2002 г. Вторая причина роста показателя рентабельности - стабилизация спроса на самые доступные автомобили в России (которыми продолжают оставаться автомобили 'Лада') в первой половине 2004 г. Вице-президент ассоциации 'Российские автомобильные дилеры' (РОАД) Сергей Алексейчук так прокомментировал RBC daily ситуацию на рынке: 'АвтоВАЗ при своих нынешних объемах производства пытается продавать все, что производит, и в принципе находит потребителя своей продукции'.

Чтобы сохранить нынешнее положение вещей, тольяттинский автопроизводитель собирается доминировать в рамках самого низкого ценового сегмента. 'Для российского рынка остается характерной высокая контрастность распределения продаж по ценовым нишам. Отсюда можно сделать вывод о двух слабо пересекающихся сегментах рынка, один из которых является массовым, а другой имеет малый объем и может быть охарактеризован как элитарный, - сказал в одном из недавних интервью председатель совета директоров ОАО 'АвтоВАЗ' Владимир Каданников. - Массовый спрос имеется пока только в низких ценовых нишах. Барьер массового спроса у нас в стране сейчас составляет 7-8 тысяч долл. Все, что выше, - это уже не массовый спрос'. При этом глава АвтоВАЗа отметил, что продукция предприятия занимает порядка 2/3 массового рынка автомобилей в России и АвтоВАЗ эту долю рынка постарается оставить за собой.

Однако эксперты сомневаются, что АвтоВАЗу удастся сохранить достаточно высокий уровень рентабельности продаж в 2004 г. Виной тому - вполне объективные причины. 'Поскольку второе полугодие в плане продаж обычно является менее результативным, чем первое, объем производства также несколько снизится. И если в первые шесть месяцев 2004 г. АвтоВАЗ произвел на 9% больше автомобилей по сравнению с тем же периодом 2003 г., а за семь месяцев рост производства составил уже 7,6%, то по итогам года, по нашим прогнозам, будет выпущено автомобилей лишь на 4-5% больше. Соответственно, уровень рентабельности продаж также снизится на несколько процентов', - резюмирует начальник аналитического отдела 'АСМ-Холдинга' Виктор Пашков.

Источник http://www.rbcdaily.ru