По данным МЧС, все пассажиры и члены экипажей разбившихся лайнеров Ту-154 (рейс Москва-Сочи) и Ту-134 (Москва - Волгоград) погибли. В самолетах находилось в общей сложности порядка 90 человек. Несмотря на то, что ФСБ пока не подтверждает версию терактов, она с полным правом может считаться наиболее вероятной.
Крушение двух самолетов произошло с интервалом в три-пять минут. Пассажирский самолет, следовавший рейсом Москва-Волгоград, потерпел крушение под Тулой. Следом разбился самолет, выполнявший рейс Москва-Сочи. Оба лайнера вылетели из столичного аэропорта Домодедово. Как сообщил в среду "Интерфаксу" пресс-секретарь аэропорта "Домодедово" Игорь Тихомиров, на борту самолета Ту-134, следовавшего по маршруту Москва-Волгоград, находилось 43 человека: 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Что касается лайнера Ту-154, следовавшего из Москвы в Сочи, в нем находилось 46 человек: 38 пассажиров и восемь членов экипажа. На местах падения российских самолетов сейчас работают специалисты профильных спецслужб, в том числе две бригады специалистов-взрывотехников ФСБ России. В Центре общественных связей ФСБ сообщили, что взрывотехники совместно с экспертами МВД намерены определить, был ли в обоих случаях на борту самолетов взрыв.
На места падения самолетов в Ростовской и Тульской областях выехали заместители Генпрокурора Сергей Фридинский и Николай Савченков. Российский президент, немедленно проинформированный о трагедии с самолетами, поручил ФСБ начать всестороннее расследование. По фактам падения самолетов возбуждены уголовные дела по части 3 статьи 263 УК России (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц). Создана государственная межведомственная комиссия по расследованию обстоятельств катастроф самолетов. Комиссию возглавил министр транспорта Игоря Левитин. В ее состав вошли представители авиакомпаний, служб авиационной безопасности и межгосударственного комитета по авиации.
Между тем уже сейчас специалисты все больше склоняются к версии о теракте. Так, в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов заявил, что "скорее всего, речь идет действительно о теракте". По его словам, мог иметь место "синхронизированный теракт, проведенный хорошо подготовленной группой террористов, возможно, с участием камикадзе". Савостьянов заметил, что подобные выводы можно сделать на основе сообщений о том, что с одного из разбившихся самолетов поступал сигнал о захвате, а на другом самолете, по некоторым данным, произошел взрыв. Вместе с тем эксперт признал, что пронести на борт самолета взрывчатое вещество очень сложно, однако возможно. "В таких случаях всегда можно предположить, что кто-то недовыполнил свои обязанности. Скорее всего, кто-то должен был участвовать в сговоре по допуску соответствующего груза на борт самолета", - заявил Савостьянов, подчеркнув, что это лишь предварительные гипотезы.
В этой связи весьма интересной представляется информация, появившаяся на информационных лентах РБК, о том, что на рейс Москва-Волгоград были посажены несколько человек взамен двух опоздавших пассажиров. Эта информация была получена якобы от "информированного источника" и сейчас проверяется. Между тем оперативники ФСБ разыскивают шестерых пассажиров, снятых с рейса Москва-Сочи. По предварительным данным, сотрудники ФСБ проверяют информацию, в соответствии с которой незадолго до вылета на посадку не была допущена группа молодых людей, которые находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Пока точно не установлено, есть ли их фамилии в списках или нет.
Член комитета Госдумы по безопасности Аркадий Баскаев в телефонном интервью радиостанции "Эхо Москвы" также заявил о том, что, по его мнению, наиболее вероятная версия - это теракт. "Не может быть такого совпадения, когда два самолета разбиваются, и без каких-либо сигналов, хотя и говорят, что там был сигнал SOS. Я не знаю, я, конечно, может быть, делаю преждевременные выводы, но я не верю в совпадения подобные. Когда два самолета, вылетевшие из одного аэропорта, вдруг разбиваются почти в одно время", - заявил Баскаев. Одновременно с этим он заметил, что российские аэропорты являются практически единственными в мире, где транспортная милиция фактически отстранена от деятельности по проверке и грузов, и пассажиров. На сегодняшний день проверкой грузов, по словам Баскаева, занимаются частные авиационные компании либо охранные предприятия. В этой связи депутат заявил о том, что необходимо менять так называемые летные кодексы, "которые предусматривают создание служб безопасности не органами внутренних дел, а именно собственными силами". По его словам, на сегодняшний день можно говорить, что государство фактически устранилось от обеспечения безопасности полетов.
На данный момент времени никто из официальных органов власти не склонен заявлять о причастности к случившимся авиакатастрофам чеченских террористов. Сами они отрицают свою причастность к авиакатастрофам. Как заявил арабскому телеканалу Al-Jazeera представитель лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова Фарук Тубулат, "наше руководство не имеет никакого отношения к терактам. Наши действия направлены только против военных". Между тем случившиеся вчера авиакатастрофы, а также взрыв на остановке Каширского шоссе играют на руку только одним силам, стремящимся расшатать политическую ситуацию в стране накануне президентских выборов в Чеченской республике. Впрочем, заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по правовым и судебным вопросам Муса Умаров не связывает крушение двух самолетов в России с предвыборной кампанией в Чеченской Республике. По его словам, "где бы и что бы ни совершалось - везде ищут чеченский след".
По предварительной информации, ФСБ не располагает данными о захвате потерпевших катастрофу самолетов. Такое единодушие официальных лиц в принципе понятно, ибо никто в России, за исключением чеченских сепаратистов, не заинтересован в том, чтобы выборы в Чечне были сорваны. Однако очень многое указывает на то, что случившееся было терактом: оба самолета вылетели из одного аэропорта, временной промежуток между их падением составил всего около трех минут, а на одном из авиалайнеров сработала сигнализация, которая включается при захвате лайнера. Более того, обломки Ту-134 разбросаны на очень большом расстоянии, что также может свидетельствовать о том, что перед самим падением на борту самолета произошел взрыв.
25.08.04
Источник http://www.politcom.ru