Компания WJ Group и холдинг 'Солнечные берега' намерены занять существенные доли на рынке фасованного подсолнечного масла

По информации RBC daily, сразу две компании планируют отвоевать для себя существенную долю на рынке бутилированного подсолнечного масла в России. Одной из них является отечественный холдинг 'Солнечные продукты', который в 2005 г. намерен вывести на рынок сразу два новых бренда. Увеличить свой вес на рынке фасованного подсолнечного масла намерена и международная компания WJ Group. Недавно WJ получила кредит от Европейского банка реконструкции и развития в размере 80 млн долл. на развитие своего подсолнечного бизнеса в России и Молдавии - часть этих средств будет направлена на создание общенационального бренда 'Милора'. Правда, по мнению экспертов, поодиночке новым игрокам будет достаточно сложно работать на этом высококонкурентном рынке. В связи с этим вполне возможно, что одна из этих компаний укрупнится за счет слияния с конкурентом.

Международная компания WJ Group, которая является крупным производителем и трейдером сельскохозяйственной продукции, с 1989 г. работает на рынке наливного подсолнечного масла в РФ. В 2002 г. российское представительство WJ Group, WJ InterAgro, приобрело в собственность Валуйский и Чернянский заводы растительных масел. Таким образом компании удалось выйти на российский рынок фасованного масла. По итогам 2003 г. объем продаж бутилированного подсолнечного масла WJ InterAgro составил более 2 млрд руб. В настоящее время WJ выпускает в России такие торговые марки масла, как 'Милора', 'Раздолье', Floris, Mister Cook. Компанию 'Солнечные продукты' в июле 2004 г. выделила из своего состава группа компаний 'Букет' как отдельное направление масложирового бизнеса. В холдинг вошли все предприятия этого направления: ОАО 'Жировой комбинат' (г. Саратов), ОАО 'Новосибирский жировой комбинат', ЗАО 'Янтарное', МЖК 'Армавирский' и другие. По данным 'Союзмаргаринпрома', по итогам I полугодия с. г. холдингу 'Солнечные продукты' принадлежит 31,9% рынка маргарина, 11,1% майонеза и 19,4% наливного растительного масла.

По информации RBC daily, оба игрока намерены в 2005 г. начать борьбу за передел российского рынка бутилированного подсолнечного масла. WJ намерена перенести акцент с экспорта наливного масла на укрепление позиций своих брендов на внутрироссийском рынке. На эти цели компания потратит часть кредита (всего 80 млн долл.) Европейского банка реконструкции и развития, который был выделен на развитие подсолнечного бизнеса WJ в России и Молдавии. 'Мы намерены сделать из 'Милоры' общефедеральный бренд и в связи с этим планируем увеличить вложения в эту марку. В настоящее время уже запущена рекламная кампания на ТВ', - сказал RBC daily менеджер по маркетингу компании WJ Trade House Александр Михайлик. При этом он подчеркнул, что по замыслу WJ уже в следующем году 'Милора' должна занять 15% рынка фасованного подсолнечного масла и потеснить такой общенациональный бренд, как 'Злато', принадлежащий 'Русской бакалее'. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), по итогам 2003 г. 'Милора' занимает только 5%, 'Злато' - 7-8%. 'При этом вполне возможно, что в будущем мы сможем выйти на первое место и занять долю, равную доле нынешнего лидера этого рынка - марки 'Золотая семечка' (20%)', - отметил в разговоре с RBC daily г-н Михайлик.

У холдинга 'Солнечные продукты' также большие планы. 'Сейчас торговые марки находятся в процессе разработки, и говорить о названиях и позиционировании еще преждевременно', - сказал RBC daily представитель холдинга 'Солнечные продукты' Андрей Волков. Однако известно, что компания планирует запустить сразу два новых бренда фасованного масла и занять 5-7% этого рынка, а в 2006 г. - не менее 10%. 'Нашу новую маркетинговую стратегию можно назвать агрессивной. Мы начали и будем продолжать наращивать объемы продаж, добиваясь доминирования на ряде региональных рынков и увеличивая нашу долю на рынке в РФ в целом', - сказала RBC daily директор по маркетингу холдинга 'Солнечные продукты' Елена Флорова.

'Сейчас много серьезных игроков хотят занять свою долю на рынке с более высокой переработкой. Здесь более высокая добавленная стоимость и, соответственно, прибыльность выше, чем, например, в производстве наливного масла', - прокомментировал RBC daily ведущий эксперт ИКАР Евгений Усачев. В числе ведущих производителей бутилированного масла в стране - 'Юг Руси' (марка 'Золотое семечко'), 'Русская бакалея' (марка 'Злато'), 'Эфко' ('Слобода') и другие. По данным ИКАР, объем российского рынка бутилированного подсолнечного масла составляет 750 млн долл.

Как предполагают участники рынка, ужесточение конкуренции может начать на рынке фазу слияний и поглощений. Возможно, что, именно предвидя такую перспективу, группа компаний 'Букет' недавно выделила из своей структуры масложировые предприятия, объединив их в холдинг 'Солнечные продукты'. 'Мы постоянно обсуждаем возможности слияния с конкурентами. Но никто из существующих компаний не хотел бы сейчас продаваться, потому что видит, что идет рост капитализации в России. С другой стороны, понятно, что, как только кто-то объединится или купит подобного себе, этот холдинг сразу станет гораздо больше и это скажется на его стоимости в текущий момент', - говорит президент холдинга 'Солнечные продукты' Владислав Буров. По мнению экспертов, сам холдинг 'Солнечные продукты' может быть вполне привлекательным активом для WJ, у которой сейчас производственных мощностей в России немного, но есть финансовые ресурсы на поглощения.

Отдел компаний

Жанна Олейник, 27.08.2004