Бизнес согласен участвовать в формировании системы профессионального образования. Но - на своих условиях

В понедельник прошел августовский бизнес-педсовет 'Профессиональное и бизнес-образование: современные задачи, проблемы и тенденции развития', организованный общероссийской общественной организацией 'Деловая Россия'. В нем участвовали министр образования и науки РФ г-н Фурсенко, представители бизнес-сообщества и эксперты по вопросам кадровой подготовки. Они обсуждали проблемы современной системы образования и возможные варианты их решения. Практически все участники педсовета сошлись в том, что необходим кадровый заказ, а также обучение профессиональным навыкам, отвечающим сегодняшним требованиям. В России, где в этом году в вузы поступило на 200 тысяч человек больше, чем закончило школу, получение высшего образования во многом потеряло свой престиж, но зато стало 'лекарством' от службы в армии. Вместе с тем ситуацию необходимо изменить, чтобы удовлетворить дефицит квалифицированных кадров для российской экономики.

О том, что российской системе образования необходима поддержка бизнес-сообщества, говорится уже не в первый раз. Месяц назад Ассоциация менеджеров провела деловой завтрак, на котором обсуждался этот вопрос. Тогда министр образования и науки России Андрей Фурсенко довольно активно участвовал в обсуждении и говорил, что среди приоритетных задач его ведомства значатся обеспечение конкурентоспособности экономики и общества, поддержка области воспроизводства знаний. А формировать заказ на кадры, необходимые российской экономике, должен сам бизнес. И, кажется, были достигнуты первые договоренности, что называется, на пальцах и высказано пожелание начать разрабатывать прогноз, который покажет, специалисты в каких областях нужны России. Теперь же, когда у бизнесменов появились более четкие идеи, министр предпочел выслушивать их, отложив свое выступление на потом.

Из выступлений было ясно, что бизнес-сообщество хочет непосредственно участвовать в формировании кадров для различных сфер экономики. Кроме того, об этом же свидетельствует доклад Всемирного банка 'Модернизация образования: достижения и уроки', выдержки из которого были представлены на педсовете. Так, по данным этого доклада, в 2002 г. 43,5% людей, занятых в отраслях российской экономики, прошли обучение в профучилищах и еще 23,4% закончили вузы. То есть общее число студентов сейчас находится на уровне 1990 года. Вместе с тем авторы доклада полагают, что система профобучения в России, до сих пор ориентированная на предложение, а не на спрос, и управляемая административными методами, нуждается в преобразованиях. Причем новая система должна подготавливать специалистов с навыками, отвечающими сегодняшним реалиям рынка, а также предлагать возможность непрерывного образования. 'Конкуренция государства и компаний - во многом конкуренция личностей. Поэтому нам необходимы профессиональные кадры, - сказал член генерального совета 'Деловой России' Николай Брусникин. - И они должны получать знания, соответствующие новым интересам. Но нынешняя система образования не способна обеспечить знаниями, которые бы не требовалось обновлять'. По словам г-на Брусникина, сегодня 70% совместных образовательных программ дают выгоду именно западному партнеру, а не российскому. Да и участие работодателя в этой системе никак не обеспечивается. 'Сфера образования должна входить в круг интересов делового сообщества, - считает он. - У него есть потребность в инновационном образовании. Для этого необходимо содействие в формировании гражданских институтов по бизнес-образованию, совершенствование законодательства по вопросам образовательной политики'.

Кстати, о том, что России необходим свой аналог MBA, говорилось много. Правда, прежде чем организовать подобную программу, необходимо разобраться с тем, как и кого сейчас готовят российские вузы. 'Очевидный парадокс заключается в том, что по ряду специальностей наши специалисты - лучшие в мире, - заявил собравшимся президент ИГ 'АТОН' Евгений Юрьев. - Они популярны за рубежом, а российские компании, способные платить им столько же, испытывают жестокий кадровый голод'. В качестве примера г-н Юрьев привел информацию о том, что Германия в этом году выделила для специалистов из России 20 тысяч рабочих мест - все, кто будет принят, получат грин-карты. Кроме того, по мнению президента 'АТОНа', существует проблема перечня профессий, который сегодня не увязан со структурой ВВП и бизнес-тенденциями. 'Бизнес как главный заказчик должен влиять на формирование этого списка, то есть человеческого капитала', - считает он. Действительно, подобная ситуация отражена и в докладе Всемирного банка: например, в 1991 г. количество специальностей в профобучении достигало 1250, и это притом, что в Германии в это же время было только 440. Спустя три года, в 1994 г., список специальностей был сокращен до 257, и предполагается его 'дочистить' до 80-100.

Это тем более важно потому, что сегодняшние выпускники зачастую не могут опираться на полученные в вузах знания. Например, около 40% тех, кто считает высшее образование необходимостью, убеждены, что им необходимо совсем не то образование, которое они получили. Варианты решения этой проблемы различные: изменить пропорцию платного и бесплатного обучения, развивать систему кредитования малоимущих абитуриентов. Но главное - создавать систему профессионального образования при участии крупных компаний. 'Нам нужно, чтобы повышалась производительность российских предприятий, нужна новая элита, - считает финансовый директор компании 'Вимм-Билль-Данн' Владимир Преображенский. - И это вопрос 15-20-летней перспективы. На мой взгляд, необходимо решить основные вопросы: создавать центры по подготовке лидерских навыков у специалистов, инвестировать в поддержку тех, кто занимается исследовательской деятельностью, а, кроме того, необходимо, чтобы поддерживался сам образ менеджера'.

Министр образования и науки все выступления слушал с неподдельным интересом: известно, что ближайшие несколько лет станут переломными для российской системы образования. Но, выступая, он успел довести до собравшихся не только свое мнение по этому поводу, но еще и сообщить о том, что реформа образования не закончится никогда. 'Мы должны понимать, что сугубо национальной системы образования нет и никогда не будет, - сказал г-н Фурсенко. - Наша ключевая проблема в том, что системе необходим внешний заказ для чересчур замкнутой системы образования. Нам нужно знать, каковы перспективы экономики, кто потребуется на рынке труда в будущем. Поэтому я прошу представителей бизнеса учитывать это'. Далее г-н министр отметил, что существует реальная опасность создания 'параллельных миров' - проще говоря, обособленных секторов экономики, наподобие нефтяного, которые, будучи лишены сообщения друг с другом, никак не смогут решить проблему обеспечения квалифицированными кадрами в целом. 'Если мы не выстроим систему образования, мы будем снесены, - предрек министр. - Придут жесткие, ориентированные на успех образовательные системы из-за рубежа'. На этом министр свое выступление завершил, напомнив, что наиболее перспективны сегодня вузы, которые учат учиться, подготавливая человека к тому, что ему будет необходимо через пять-семь лет 'обновлять' свои навыки. Так что, судя по всему, без русского MBA нам не обойтись.

Источник http://www.rbcdaily.ru